Анатомо физиологические особенности костной ткани детей

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНОЙ И МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА КОСТНОЙ И МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМ ДЕТЕЙ

Анатомо физиологические особенности костной ткани детей

Особенности процесса оссификации у новорождённого. Роль ядер окостенения в определении « костного возраста.» Изменения в костях в течение первых 5- 15 лет. Возрастные особенности отдельных частей скелета и суставов у детей. Череп ребёнка при рождении.

Позвоночник ребёнка в разные возрастные периоды. Грудная клетка в периоде новорождённости. Сроки формирования её окончательной формы. Кости таза у детей раннего возраста, их возрастные изменения. Характерные особенности роста конечностей в зависимости от пола и возраста детей.

Порядок прорезывания молочных зубов. Смена молочных зубов на постоянные.

Методика исследования костно-мышечной системы.

Расспрос. Осмотр головы, грудной клетки, позвоночника, конечностей ребёнка. Пальпация костей и суставов. Дополнительные исследования для оценки состояния костей и суставов. Семиотика поражений костной системы и суставов. Особенности мышечной системы у детей разного возраста.

Методика исследования мышечной системы: расспрос, осмотр и пальпация. Исследование мышечного тонуса. Оценка объёма движений, силы мышц. Лабораторные и инструментальные исследования. Основные синдромы поражения мышц. Миалгии у детей. Миопатии в детском возрасте. Причины миопатий в различные возрастные периоды.

Врождённые аномалии мышц у детей.

Литература:

1. Травматизм в Российской Федерации на основе статистики /Т.М.Андреева// Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный журнал]. -2010.-№4 (16).

2. Травматизм и ортопедическая заболеваемость у детей Российской федерации. Организация специализированной помощи и перспективы её совершенствования /

3. А.Г. Баиндурашвили, И.А.Норкин, К.С.Соловьева // Вестник травм. и ортоп. – 2010.- №4.- С. 13-16.

4. “Вопросы современной педиатрии”//Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С.,Альбицкий В. Ю -2012г.

5. Детские болезни: Учебник/ под ред. А.А. Баранова- М. :ГЭОТАР-МЕД.,2009.

6. Пропедевтика детских болезней: под ред. Н.А. Геппе, Н. С. Подчерняевой.-М.:ГЭОТАР- Медиа, 2012- 464с.- ил.

7. Травмы опорно-двигательной системы и вопросы их профилактики.// Гречухин И. В. – Астрахань.:АГМА, 2011.-142с.

8. Детские болезни. В 2 т. /Запруднов А. М., Григорьев К. И., Харитонова Л. А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013. – Т. 1. – 768 с

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Опорно-двигательный аппарат состоит из костей, мышц, связок, сухожилий, хрящей, суставов и суставных капсул и предназначен для обеспечения изменения положения тела и передвижения в пространстве.

Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата

ОСОБЕННОСТИ КОСТНОЙ СИСТЕМЫ

• К моменту рождения ребёнка процесс оссификации полностью не завершён. Диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, а подавляющее большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть трубчатых костей стопы состоят из хрящевой ткани.

Точки окостенения в эпифизах начинают появляться только на последнем месяце внутриутробного развития и к рождению намечаются в телах и дугах позвонков, эпифизах бедренных и большеберцовых костей, а также пяточных, таранных и кубовидных костях.

Точки окостенения в эпифизах остальных костей развиваются уже после рождения в течение первых 5-15 лет, причём последовательность их появления достаточно постоянна.

Совокупность имеющихся у ребёнка ядер окостенения представляет важную характеристику уровня его биологического развития и носит название «костный возраст».

• После рождения ребёнка кости интенсивно растут. Рост костей в длину происходит благодаря наличию эпифизарного хряща (небольшой прослойки хрящевой ткани между окостеневающим эпифизом и диафизом). Периферический край этого хряща на поверхности кости называют эпифизарной линией.

Эпифизарный хрящ выполняет костеобразующую функцию до достижения костью её окончательных размеров (18-25 лет). В последующем он замещается костной тканью и срастается с эпифизом.

Рост кости в толщину происходит за счёт надкостницы, во внутреннем слое которой молодые костные клетки формируют костную пластинку (периостальный способ образования костной ткани).

• Костная ткань новорождённых имеет пористое грубоволокнистое сетчатое (пучковое) строение. Костные пластинки немногочисленны, располагаются неправильно. Гаверсовы каналы выглядят неупорядоченно разбросанными полостями.

Объёмы внутрикостных пространств невелики и формируются с возрастом.

По мере роста происходит многократная перестройка кости с заменой к 3-4 годам волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую, с вторичными гаверсовыми структурами.

• Перестройка костной ткани у детей происходит более интенсивно. В течение первого года жизни ремоделируется 50-70% костной ткани, а у взрослых за год – всего 5%.

• По химическому составу костная ткань ребёнка содержит больше воды и органических веществ и меньше минеральных веществ, чем у взрослых. У новорождённых фосфат кальция составляет 1/2 массы кости, а у взрослых – 4/5.

С возрастом содержание в кости гидроксиапатита (основного её минерального компонента) увеличивается. Волокнистое строение и особенности химического состава обусловливают большую эластичность костей у детей и их податливость при сдавлении.

Кости у детей менее ломкие, но легче изгибаются и деформируются.

• Поверхности костей у детей сравнительно ровные. Костные выступы формируются по мере развития и активного функционирования мышц.

• Кровоснабжение костной ткани у детей более обильное, чем у взрослых, за счёт большего количества и большой площади ветвления диафизарных, метафизарных и эпифизарных артерий.

К двум годам у ребёнка складывается единая система внутрикостного кровообращения. Обильная васкуляризация обеспечивает интенсивный рост костной ткани и быструю регенерацию костей после переломов.

Вместе с тем богатое кровоснабжение с наличием хорошо развитых, перфорирующих ростковый хрящ эпиметафизарных сосудов создаёт анатомические предпосылки к возникновению у детей гематогенного остеомиелита (до 2-3 лет жизни чаще в эпифизах, а в более старшем возрасте – в метафизах).

• Надкостница у детей более толстая, чем у взрослых, в результате чего при травме возникают поднадкостничные переломы по типу «зелёной ветки». Функциональная активность надкостницы у детей существенно выше, чем у взрослых, что обеспечивает быстрый поперечный рост костей.

• Во внутриутробном периоде и у новорождённых все кости заполнены красным костным мозгом, содержащим клетки крови и лимфоидные элементы и выполняющим кроветворную и защитную функции.

У взрослых красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества плоских, коротких губчатых костей и эпифизах трубчатых костей. В костномозговой полости диафизов трубчатых костей находится жёлтый костный мозг, представляющий собой перерождённую строму с жировыми включениями.

Лишь к 12 годам кости ребёнка по внешнему строению и гистологическим особенностям приближаются к таковым взрослого человека.

ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ СКЕЛЕТА И СУСТАВОВ РЕБЁНКА

Череп

Череп к моменту рождения представлен большим количеством костей, соединённых с помощью широких хрящевых и соединитель- нотканных прослоек.

Швы между костями свода (стреловидный, венечный, затылочный) не сформированы и начинают закрываться только с 3-4 мес жизни. Края костей ровные, зубцы образуются только на 3-м году жизни ребёнка.

Формирование швов между костями черепа заканчивается к 3-5 годам жизни. Зарастание швов начинается после 20-30 лет.

Наиболее характерная особенность черепа новорождённого – наличие родничков (не окостеневших перепончатых участков свода черепа), благодаря чему череп очень эластичен, его форма может из- меняться во время прохождения головки плода через родовые пути (рис. 2-10).

• Большой родничок расположен в месте пересечения венечного и сагиттального швов. Его размеры – от 1,5×2 см до 3×3 см при измерении между краями костей. Закрывается большой родничок обычно к возрасту 1-1,5 лет (в настоящее время нередко уже к 9-10 мес жизни).

• Малый родничок расположен между затылочной и теменными костями, к моменту рождения закрыт у 3/4 здоровых доношенных детей, а у остальных закрывается к концу 1-2 мес жизни.

• Боковые роднички (передние клиновидные и задние сосцевидные) у доношенных детей при рождении закрыты.

Мозговой отдел черепа по объёму больше лицевого у новорождён- ного в 8 раз (у взрослых только в 2 раза). Глазницы у новорождённого широкие, лобная кость состоит из двух половин, надбровные дуги не выражены, лобная пазуха не сформирована. Челюсти недоразвиты, нижняя челюсть состоит из двух половин.

На первом году жизни происходит быстрое и равномерное увеличение размеров черепа, толщина костей увеличивается в 3 раза.

На 1-2-м году срастаются половины нижней челюсти, на 2-3-м году в связи с усилением функции жевательных мышц и завершением прорезывания молочных зубов усиливается рост лицевого черепа.

С 3 до 7 лет наиболее активно растёт основание черепа и к 7 годам его рост в длину в основном заканчивается. В возрасте 7-13 лет череп растёт более медленно и равномерно. В это время завершается сращение отдельных частей костей черепа.

Позвоночник

Позвоночник новорождённого имеет вид пологой дуги, вогнутой спереди. Физиологические изгибы формируются с 3-4 мес. Шейный лордоз возникает после того, как ребёнок начинает держать голову. Когда ребёнок начинает сидеть (5-6 мес), появляется грудной кифоз.

Поясничный лордоз начинает формироваться после 6-7 мес, когда ребёнок начинает сидеть, и усиливается после 9-12 мес, когда ребё- нок начинает стоять и ходить. Одновременно компенсаторно формируется крестцовый кифоз. Изгибы позвоночного столба становятся хорошо заметными к 5-6 годам.

Благодаря изгибам увеличивается эластичность позвоночного столба, смягчаются толчки и сотрясения при ходьбе, прыжках и т.д.

В связи с незавершённостью формирования позвоночника и слабым развитием мышц, фиксирующих позвоночник, у детей легко возникают патологические изгибы позвоночника (например, сколиоз) и нарушения осанки.

Грудная клетка

Грудная клетка новорождённого имеет конусовидную форму, её переднезадний размер больше поперечного. Рёбра отходят от позвоночника почти под прямым углом, расположены горизонтально. Грудная

клетка как бы находится в положении максимального вдоха. Глубину вдоха обеспечивают в основном экскурсии диафрагмы, место прикрепления которой при затруднении дыхания втягивается, образуя временную или постоянную харрисонову борозду.

Когда ребёнок начинает ходить, грудина опускается, и рёбра постепенно принимают наклонное положение. К 3 годам переднезадний и поперечный размеры грудной клетки сравниваются по величине, увеличивается угол наклона рёбер, становится эффективным рёберное дыхание.

К школьному возрасту грудная клетка уплощается, в зависимости от типа телосложения начинает формироваться одна из трёх её форм (коническая, плоская или цилиндрическая).

Кости таза

Форма таза у детей раннего возраста напоминает воронку. Изменение формы и размеров таза происходит под влиянием веса тела, органов брюшной полости, мышц, под воздействием половых гормонов. Разница в форме таза у мальчиков и девочек становится заметной после 9 лет: у мальчиков таз более высокий и узкий.

До 12-14 лет тазовая кость состоит из трёх отдельных соединён- ных хрящом костей, сращённые тела которых образуют вертлужную впадину.

Вертлужная впадина у новорождённого овальная, глубина её значительно меньше, чем у взрослого, вследствие чего большая часть головки бедренной кости расположена вне её.

Постепенно с ростом тазовой кости в толщину и формированием края вертлужной впадины головка бедренной кости глубже погружается в полость сустава.

Конечности

У новорождённых конечности относительно короткие. В последующем нижние конечности растут быстрее и становятся длиннее верхних.

У новорождённого и ребёнка первого года жизни стопа плоская. Линия поперечного сустава предплюсны почти прямая (у взрослого S- образная). Формирование суставных поверхностей, связочного аппарата и сводов стопы происходит постепенно, после того как ребёнок начинает стоять и ходить и по мере окостенения костей стопы.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6x4f6a.html

Анатомо-физиологические особенности костной ткани [1981 Бисярина В.П. – Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологическими особенностями детского возраста]

Анатомо физиологические особенности костной ткани детей

Скелет ребенка в процессе роста и развития подвергается сложным преобразованиям, на которые оказывает влияние ряд внешних и внутренних факторов.

Костная ткань у ребенка грудного возраста имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами.

Вследствие этого кости ребенка мягкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием давящей одежды, узкой обуви, при систематическом неправильном положении на руках взрослых, в кроватке и т. д.

К 2 годам жизни кости ребенка по строению приближаются к костям взрослого человека и к 12 годам они по своему составу уже не отличаются от них.

У новорожденного голова больших размеров и составляет 1/4 длины его тела и имеет округлую форму.

Швы черепа в грудном возрасте широкие, они представлены прямыми линиями, что хорошо заметно при ощупывании головы.

Характерной особенностью черепа детей грудного возраста является наличие родничков, которые образуются в области соединения нескольких костей и представляют собой соединительнотканные мембраны. Имеется четыре родничка: большой, малый, два боковых.

Большинство детей рождаются с закрытыми боковыми и малым родничками. Только у 25% новорожденных остается открытым малый родничок, расположенный между теменными и затылочной костями, закрывается он впервые месяцы жизни, но не позднее 3 мес.

Большой родничок расположен между теменными и лобной костями, ромбовидной формы, средний размер его у новорожденного 2×2,5 см; закрывается он к 12-16 мес жизни (рис. 16). Для измерения большого родничка сантиметровую ленту располагают между противоположными сторонами ромба (но не между его углами).

Рис. 16. Большой и малый роднички

Наиболее интенсивно череп увеличивается в течение 1-го года жизни и сравнительно быстро растет до 4 лет; в дальнейшем рост черепа значительно замедляется.

У новорожденного позвоночник выпрямлен, не имеет физиологических изгибов. С ростом ребенка и возникновением новых функций появляются физиологические изгибы позвоночника.

Шейный лордоз обнаруживается в 2-месячном возрасте, после того как ребенок начнет держать головку; грудной изгиб позвоночника, выпуклостью кзади, появляется в 6 мес, когда ребенок может уже сидеть; поясничный лордоз возникает после 1 года, когда ребенок начинает ходить (рис. 17, а, б).

К 3-4 годам жизни появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника. Постоянство шейной кривизны устанавливается к 7 годам, поясничной – лишь к 12 годам.

Рис. 17. Изгибы позвоночника новорожденного (а) и взрослого (б)

Рост позвоночника в длину происходит неравномерно: особенно интенсивно до половой зрелости (у девочек до 15 лет, у мальчиков до 18 лет), после 19 лет очень медленно.

Необходимо учитывать указанные особенности позвоночника, так как неблагоприятные внешние воздействия могут обусловить его искривления.

Постоянное ношение ребенка на одной руке, неправильное положение его в кроватке, при кормлении и многие другие факторы могут вызвать деформацию позвоночника.

Способствует искривлению позвоночника и грудной клетки у детей первых- месяцев жизни тугое пеленание, так как оно лишает ребенка свободных движений, сдавливает грудную клетку.

Совершенно недопустимо сажать ребенка в подушки, за стол или в коляску до тех пор, пока он сам не научился садиться, потому что раннее усаживание может привести к деформации позвоночника.

При организации ухода за ребенком и режима его дня необходимо помнить об этом и устранять моменты, которые могут быть причиной искривления позвоночника, тем более что эти же причины могут неблагоприятно влиять и на развитие грудной клетки.

У новорожденных и грудных детей до 2-го полугодия жизни грудная клетка имеет форму цилиндра или усеченного конуса. Поперечник нижнего ее отдела превышает поперечник верхнего отдела.

Ребра расположены почти горизонтально. На месте соединения костной и хрящевой частей ребра образуются небольшие утолщения, которые лучше всего определяются на средних ребрах (V-VIII). Вся грудная клетка у детей 1-х месяцев представляется укороченной.

С конца 1-го или с начала 2-го года жизни грудная клетка удлиняется и появляется так называемое физиологическое опущение ребер. Ребра принимают более косое направление, межреберные промежутки становятся более узкими. Особенности грудной клетки ребенка сглаживаются к 6-7 годам, а окончательное формирование ее происходит к 12-13 годам.

В это время грудная клетка подростка отличается от грудной клетки взрослого лишь размерами.

В длинных костях в течение продолжительного времени остаются хрящевые прослойки между диафизом и эпифизом эпифизарные хрящи. Клетки эпифизарных хрящей некоторое время сохраняют способность к делению, благодаря чему кость растет в длину. Полное замещение эпифизарных хрящей костной тканью заканчивается только к 25 годам.

У детей 1-х месяцев жизни может наблюдаться искривление ног, что не связано с искривлением костей, а обусловлено своеобразным развитием мягких тканей.

Необходимо подчеркнуть, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста скелет еще недостаточно сформирован. В связи с этим различные неблагоприятные факторы внешней среды могут обусловить искривления скелета. Особенно важным в этом отношении является подбор мебели для детей дошкольного и школьного возраста.

Неправильная поза при сидении, характеризующаяся продолжительным и сильным наклоном головы и туловища кпереди, может вызвать различные формы искривлений позвоночника.

Вслед за позвоночником меняет свою нормальную конфигурацию и грудная клетка в целом, что сказывается на функциональном состоянии органов дыхания и кровообращения, особенно сильно нарушается дыхание.

Школьники много времени проводят за уроками в школе и дома. Стол, стул, парта по высоте обязательно должны соответствовать росту школьника. Высота стола для школьника ростом в 130-140 см должна быть 62 см, стула – 38 см; для школьника ростом 140-150 см – соответственно 68 и 41 см. Мальчики и девочки выше 150 см могут заниматься за обычными столами, но сидеть на стульях с широкой спинкой.

Правильное положение тела – рабочую позу – необходимо соблюдать не только во время учебных занятий, но и при всякой другой работе.

Плохо влияет на осанку неравномерная нагрузка на плечевой пояс, поэтому необходимо правильное ношение портфеля с книгами или других тяжестей.

Спать следует на достаточно широкой и длинной кровати, с ровным и не слишком мягким матрацем, под голову класть только одну небольшую подушку. Засыпать лучше всего на спине, вытянув ноги и положив руки поверх одеяла. Можно спать поочередно на правом и левом боку, но не сворачиваться “калачиком” – это неблагоприятно влияет на осанку.

Зубы. Ребенок рождается с зачатками молочных и постоянных зубов, которые прорезываются в определенные сроки. Как правило, зубы появляются группами с известными промежутками во времени.

Молочные зубы прорезываются в следующие сроки: центральные нижние и верхние резцы – в 6-9 мес, боковые нижние и верхние резцы – в 9-12 мес, первые коренные зубы – в 12-15 мес, клыки – в 17-20 мес, вторые коренные зубы – в 21-24 мес. Следовательно, в конце 1-го года жизни у ребенка имеется обычно 8 зубов. В конце 2-го или в начале 3-го года жизни заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов (рис. 18, а-ж).

Рис. 18. Прорезывание молочных зубов у ребенка. а – в возрасте 6-7 мес; б – в возрасте 7-8 мес; в – в возрасте 8-9 мес; г – в возрасте 10-12 мес; д – в возрасте 14-16 мес; е – в возрасте 18-20 мес; ж – в возрасте 2 лет

На 5-6-м году жизни начинается замена молочных зубов постоянными, причем первыми появляются зубы (моляры). Замена молочных зубов постоянными происходит в том же порядке, в каком они прорезывались, и заканчивается к 11-12 годам.

В возрасте 12-13 лет прорезываются вторые большие коренные зубы – моляры и в последнюю очередь, в большинстве случаев в пубертатном возрасте, появляются третьи большие коренные зубы, так называемые зубы мудрости. У детей нередко встречается неправильное оформление прикуса.

Сроки прорезывания зубов не всегда одинаковы даже у нормально развивающихся детей.

Как правило, прорезывание молочных и постоянных зубов протекает безболезненно, так как он является физиологическим актом.

Однако у некоторых детей (при рахите, анемии, неврастении) прорезывание зубов может сопровождаться припухлостью, покраснением, болезненностью десен, слюнотечением, раздражительностью, тревожным сном, понижением аппетита.

Следует помнить о том, что нельзя ставить все болезни, тем более тяжелые, во время прорезывания зубов в зависимость от этого акта. Некоторые дети при прорезывании зубов берут предметы в рот для жевания. Очень удобные для этой цели резиновые кольца. В это время надо проявлять осторожность с игрушками из тонкого целлулоида.

Молочные зубы нуждаются в таком же уходе, как и постоянные. С 3 лет ребенка надо приучать полоскать рот и чистить зубы мягкой щеткой утром и вечером. Щеткой нужно водить не только в горизонтальном направлении, но и вдоль зубов. Следует приучать чистить не только наружную поверхность зубов, но и внутреннюю.

Нельзя давать сладости (конфеты, печенье и др.) между кормлениями, так как это нарушает пищеварение, способствует разрушению зубов, которое вызывается молочной кислотой, вырабатываемой бактериями, живущими в сахаре и крахмале, прилипающим к зубам.

В детских учреждениях 1-2 раза в год зубной врач производит осмотр и санацию полости рта у детей.

Источник: http://m-sestra.ru/books/item/f00/s00/z0000006/st026.shtml

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ‌‌ У ДЕТЕЙ

Анатомо физиологические особенности костной ткани детей

Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опорно- двигательная система. К моменту рождения структурная дифференцировка костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей

кисти и стопы состоят из хрящевой ткани.

Первые ядра окостенения в хрящевой ткани закладываются на 7- 8-й неделе внутриутробного развития эмбриона. После рождения ребенка костный скелет увеличивается, одновременно перестраивается структура костной ткани. У плода и новорожденного она имеет волокнистое строение, к 3–4 годам появляется пластинчатое строение костей.

Костная ткань детей содержит большее количество воды и органических веществ и меньшее – минеральных веществ. Эти особенности отличают кости

ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгибании. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.

Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснабжению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая находится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост костей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение

размера кости в поперечнике.

ОСОБЕННОСТИ ЧЕРЕПА‌

Череп новорожденного имеет более развитую мозговую часть по сравнению с лицевой частью и состоит из парных и непарных костей, которые разделяются швами. Швы закрываются к неонатальному периоду, зарастают полностью к 7 годам. Там, где соединяются кости, в определенных местах образуются роднички:

  1. большой – между лобными и теменными костями, размером 2,5 ×

    3 см;

  2. малый – между затылочными и теменными костями;

  3. боковые – по два с каждой стороны.

Если происходят раннее закрытие большого родничка и заращение швов, это может свидетельствовать о микроцефалии.

ОСОБЕННОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА‌

Позвоночник у новорожденных не имеет изгибов, он прямой, с небольшой выпуклостью кзади. По мере развития двигательных умений

развиваются и изгибы позвоночника:

  1. шейный лордоз (изгиб кпереди) возникает, когда ребенок начинает держать голову;

  2. грудной кифоз (изгиб кзади) возникает, когда ребенок самостоятельно садится;

  3. поясничный лордоз появляется после 9-12 месяцев, когда ребенок начинает ходить.

Грудной кифоз окончательно формируется в 6–7 лет, поясничный лордоз – в школьном возрасте. В возрасте 5–6 лет центр тяжести находится ниже пупка, а к возрасту

13 лет – ниже уровня гребешков подвздошных костей.

ОСОБЕННОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ‌

У ребенка на первом году жизни грудная клетка имеет бочкообразную форму: широкая, ребра расположены горизонтально. Когда ребенок научился ходить, грудина несколько опускается, а ребра приобретают наклонное положение. Ребра ребенка легко прогибаются, глубина вдоха ребенка зависит от экскурсии диафрагмы.

ОСОБЕННОСТИ ТРУБЧАТЫХ КОСТЕЙ‌

У ребенка трубчатые кости состоят из определенных частей. Диафиз и эпифиз соединены между собой прослойкой хряща метафиза. В этих местах имеется богатое кровоснабжение и замедленный ток крови, что обеспечивает образование трубчатых костей.

ОСОБЕННОСТИ КОСТЕЙ ТАЗА‌

Кости таза у детей первого года жизни похожи на воронку. Тазовые кости по женскому и мужскому типу развиваются во время полового созревания.

Зубы. Сначала у ребенка прорезываются молочные зубы (см. табл. 11, 12).

По срокам прорезывания постоянных зубов оценивается уровень биологической зрелости. Количество появившихся постоянных зубов считается в сумме на верхней и нижней челюстях.

Окончание табл. 12

Меньшее количество зубов

говорит о замедленном темпе развития постоянных зубов.

В определенной

последовательности также происходит становление прикуса.

Прикус молочных зубов формируется к 2,5 года. Для него

характерны: малые промежутки между зубами, отсутствие стертости зубов, дистальные поверхности верхнего и нижнего резцов расположены в одной фронтальной плоскости, верхние резцы немного прикрывают нижние.

В возрасте 3,5–6 лет возникают межзубные щели, зубы стираются, нижние и верхние не совпадают. Появляется прямой прикус. Молочный прикус имеет значение для развития речи и способности пережевывать пищу.

После начала прорезывания постоянных зубов появляется смешанный прикус, когда начинают появляться первые постоянные зубы

и выпадать молочные зубы.

В 5 лет появляются первые постоянные зубы, в 11 лет прорезываются вторые моляры. Третьи моляры появляются в 17–20 лет.

Существует формула прорезывания зубов:

Х = 4n – 20,

где n – возраст ребенка.

Исследование костной системы проводится путем осмотра, который проводится сверху вниз. При этом обращается внимание на форму и симметричность, участие грудной клетки в акте дыхания, наличие деформации скелета. Оценивается осанка ребенка, когда он стоит. В

случае нарушения осанки имеется боковое искривление позвоночника – сколиоз.

При осмотре верхних и нижних конечностей определяются их длина и наличие деформаций.

Осмотр костной системы проводится в определенной последовательности: в фас, сбоку, со спины, определяется также нарушение походки.

По итогам осмотра составляется тестовая карта.

Таблица 13

По результатам тестирования

делаются следующие выводы:

  1. без отклонений, когда по всем пунктам имеется отрицательный результат;

  2. незначительные отклонения при положительных ответах по п. 3– 7;

  3. значительные отклонения при положительных ответах по п. 1, 2, 8,

9, 10. В этих случаях необходимы консультация ортопеда, более детальное обследование с применением рентгенографического анализа.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА‌

У эмбриона мышцы начинают закладываться на 6-7-й неделе беременности. До 5 лет мышцы ребенка развиты недостаточно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и почти не прощупываются в подкожно-жировом слое.

Мышцы детей нарастают к периоду полового развития. На первом году жизни они составляют 20–25 % массы тела, к 8 годам – 27 %, к 15 годам – 15–44 %. Увеличение мышечной массы происходит за счет изменения размера каждой миофибриллы.

В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту двигательный режим, в более старшем возрасте – занятия спортом. В развитии мышечной деятельности детей большую роль играют тренировки, повторяемость и совершенствование быстрых навыков.

С ростом ребенка и развитием мышечного волокна

увеличивается интенсивность нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы, определяемой с помощью динамометрии. Наибольшее увеличение силы мышц происходит в возрасте 17–18 лет.

Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые годы жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий. До 5–6 лет развиваются двигательные умения, после 6–7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. С 8–9 лет нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса. В период полового созревания отмечается прирост объема мышц

рук, спины, ног. В 10–12 лет координация движений улучшается.

В периоде полового созревания из-за нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений. Физические упражнения в этот период должны быть строго определенного объема.

При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипокинезии) возникает задержка развития мышц, могут развиться ожирение, вегетососудистая дистония, нарушение роста костей.

Для различных видов спорта существует допустимый возраст для занятий в детской спортивной школе с участием в соревнованиях.

В 7–8 лет допускаются занятия спортивной, художественной гимнастикой, горными видами лыжного спорта, фигурным катанием на коньках.

С 9 лет разрешаются занятия на батуте, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, шахматы.

В 10 лет разрешается начать занятия волейболом, баскетболом, борьбой, академической греблей, ручным мячом, фехтованием, футболом, хоккеем.

В 11 лет рекомендуется начать заниматься греблей на байдарках, конькобежным спортом, легкой атлетикой, санным, стрелковым спортом.

В 12 лет – бокс, велосипед. В 13 лет – тяжелая атлетика.

В 14 лет – стендовая стрельба.

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ‌‌ ДЕТЕЙ

Исследование мышечной системы проводится визуально и инструментально.

Визуально и пальпаторно оцениваются степень и равномерность развития мышечных групп, их тонус, сила, двигательную активность.

Мышечная сила у детей раннего

возраста определяется попыткой отнять игрушку. У детей более старшего возраста проводится ручная динамометрия.

При инструментальном обследовании мышечной системы измеряют механическую и электрическую возбудимость с помощью электромиографов, хронаксимометров.

содержание   ..  1  2  3   ..

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_2/479_Dietskiie%20boliezni_spra/002.htm

Анатомо-физиологические особенности мышечной и костной систем у детей

Анатомо физиологические особенности костной ткани детей

Закладка и образование кости проис­ходят на 5 – 6-й неделе внутриутробного периода. После рождения интенсивно увеличиваются размеры скелета, параллельно нарастают масса и длина тела.

Кроме того, одновременно происходит и перестройка структуры костной ткани: у плода и новорожденного она имеет волокнистое пучковое строение, к 3 – 4 годам – пластинчатое. На первом году жизни перемоделируется до 50 – 70% костной ткани (у взрослых за год – около 5%).

Процессы образования и рассасывания совершаются более энергично, регенерация костей после переломов происходит быстрее.

По химическому составу костная ткань ребенка отличается большим содержа­нием воды и органических веществ, меньшим – минеральных веществ.

Волокни­стое строение и химический состав обусловливают большую эластичность и податливость костей при сдавливании и сгибании, меньшую их хрупкость, чем у взрослых.

Надкостница у детей более толстая, особенно внутренний ее слой, переломы часто бывают поднадкостничными, по типу «зеленой ветки», что выражено при рахите.

Череп. У новорожденного и ребенка первых месяцев жизни мозговой отдел черепа значительно более развит, чем лицевой. Швы закрываются к концу периода новорожденности, но зарастают полностью лишь к школьному возрасту.

В точках соединения костей имеются роднички: большой между лобными и теменными костями (размер не более 2,5 – 3 см между краями костей, закрывается в возрасте 1 – 1,5 лет); малый – между теменными и затылочной костями (закрыт к рождению у 75%, у остальных – к концу 1-го месяца); боковые, по два с каждой стороны, открыты после рождения только у недоно­шенных. Открытые боковые, увеличенные большой и малый роднички, разошедшиеся швы свидетельствуют о гидроцефалии. Преждевременное закрытие большого родничка и заращение швов могут быть индивидуальной особенностью, а иногда являются причиной микроцефалии и краниостеноза.

Зубы. У здоровых детей зубы прорезываются начиная с 6 – 7 мес. Порядок прорезывания молочных зубов следующий: два внутренних нижних, два внутрен­них верхних резца, затем два наружных верхних, два наружных нижних резца (к году – все 8 резцов); в 12 – 15 мес. – передние премоляры; в 18 – 20 мес.

– клыки; в 22 – 24 мес. – задние премоляры. К 2 годам имеется пол­ный комплект – 20 молочных зубов. Соответствующее возрасту число молочных зубов можно определить следующим образом: возраст ребенка в месяцах минус 4.

Порядок прорезывания постоянных и смены молочных зубов: 5 – 7 лет – моляры; 7 – 8 лет – внутренние; 8 – 9 лет – наружные резцы; 10 – 11 лет – передние; 11 – 12 лет – задние премоляры и вторые моляры; 19 – 25 лет – зубы мудрости (иногда отсутствуют). Нарушения времени и порядка прорезывания чаще всего связаны с рахитом.

У детей с повышенной реак­тивностью прорезывание зубов иногда сопровождается нарушениями сна, субфебрильной температурой тела, расстройствами стула.

Грудная клетка. У ребенка до 2-летнего возраста грудная клетка имеет бочкообразную форму и уплощается в переднезаднем размере до формы взрослого к школьному возрасту. Ребра на первом году расположены горизон­тально в положении максимального вдоха.

Когда ребенок начинает ходить, гру­дина опускается, и ребра принимают наклонное положение. Сами ребра мягкие, податливые, легко прогибаются и пружинят при надавливании, что определяет большую активность выдоха у маленьких детей, чем у взрослых.

Глубина вдоха обеспечивается экскурсией диафрагмы, место прикрепления которой при затруднении дыхания втягивается, образуя временную или постоянную гариссонову борозду.

Позвоночник. У новорожденных позвоночник прямой с небольшой выпуклостью кзади. Изгибы, свойственные взрослым (шейный лордоз, грудной кифоз, пояснично-крестцовый лордоз), появляются по мере развития статических функций.

Трубчатые кости. У детей раннего возраста трубчатые кости запол­нены активно функционирующим красным костным мозгом и состоят из несколь ких частей. Диафиз и эпифиз (эпифизы) соединены между собой прослойкой необызвествленного хряща метафиза, в связи с чем рентгенологическую картину иногда приходится дифференцировать от оскольчатого перелома.

Эпифизарные и метафизарные зоны роста костей характеризуются обильным кровоснабже­нием и замедленным током крови, обеспечивающими активное новообразование костной ткани. В этих местах легко оседают микроорганизмы, в результате чего у детей первого года жизни, когда формируются эпифизы, нередко возникает эпифизарный остеомиелит.

После 2 – 3 лет остеомиелит чаще бывает метафизарным (у взрослых – диафизарным).

Ядра окостенения. В запястье ядра окостенения образуются в опре­деленной последовательности, позволяющей определить приблизительный (кост­ный) возраст здорового ребенка. К 6 мес.

формируется обычно пер­вое ядро, к году – второе, затем каждый год прибавляется по одному ядру.

Возможны индивидуальные отклонения в сроках появления ядер, но, как пра­вило, ускоренное или замедленное их появление свидетельствует о патологии костеобразования, связанной чаще всего с эндокринными заболеваниями, рахи­том или гипервитаминозом D.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_93557_anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-mishechnoy-i-kostnoy-sistem-u-detey.html

По теме: «Анатомо-физиологические особенности костной системы у детей

Анатомо физиологические особенности костной ткани детей

Анатомо-физиологические особенности кожи»

1. Череп

2. Позвоночник

3. Основные профилактические мероприятия сколиоза

4. Грудная клетка

5. Таз

6. Трубчатые кости

7. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы.

8. Зубы.

9. Морфологические особенности кожи.

10. Строение кожи.

11. Функции кожи.

12. Осмотр кожи.

13. Слизистые оболочки.

14. Уход за кожей и слизистыми оболочками.

Вопросы для закрепления нового материала лекции.

По теме: «Анатомо-физиологические особенности костной системы у детей.

Анатомо-физиологические особенности кожи»

1. С какого возраста начинают прорезываться зубы?

2. Перечислить основные функции кожи.

3. По каким параметрам оценивается кожа?

Лекция №6

ТЕМА: «Анатомо-физиологические особенности костной системы у детей.

Анатомо-физиологические особенности кожи».

Анатомо-физиологические особенности костной системы у детей.

Основу скелета ребёнка составляет хрящевая ткань, которая постепенно по мере роста и развития ребёнка замещается костной.

Костная ткань ребёнка бедна минеральными солями, содержит много воды, имеет волокнистое строение, богата кровеносными сосудами, Кости у ребёнка грудного возраста мягкие, податливые, легко деформируются при тугом пеленании.

Неправильном положении на руках. К 2-м годам строение костей ребёнка приближается к строению костей взрослого. К 12 годам не отличаются от костей взрослого.

Черепбольших размеров, чем у взрослого (составляет 1/4 длины тела, у взрослого человека – 1/8); швы черепа у новорожденного ребенка широкие открыты, в результате чего кости черепа легко смещаются.

Смещение костей черепа – необходимое условие при прохождении головки по родовым путям. Закрываются швы к 2-3 мес. В местах соединения нескольких костей имеются роднички (соединительно-тканые мембраны на стыке костей).

Различают: большой родничок – передний. Он расположен между теменными и лобными костями, имеет ромбовидную форму. Закрывается к 12-16 месяцам; малый треугольной формы.

После рождения задний родничок открыт только у 25% доношенных новорожденных детей.

Закрывается он к концу 1-го месяца, иногда позже, но не позднее 3 месяцев; боковые роднички открыты только у недоношенных новорожденных детей, располагаются в области височных костей.

Наиболее интенсивный рост черепа на первом году жизни (за год +12 см), затем рост замедляется.

Позвоночник

У новорожденного ребенка не имеет физиологических изгибов; изгибы, свойственные взрослым, появляются по мере развития статических функций: шейный лордоз (изгиб позвоночника кпереди) появляется в 2 месяца, когда ребенок начинает держать голову; грудной кифоз (изгиб позвоночника кзади) появляется в 6 месяцев, так как ребенок начинает сидеть; поясничный лордоз образуется в 11-12 месяцев результате того, что ребенок начинает ходить; позвоночник ребенка обладает большой гибкостью, следовательно, легко подвергается искривлениям. Об этом необходимо помнить с рождения (нельзя туго пеленать ребенка, необходимо класть новорожденного в кроватке на твердую ровную поверхность, без подушки). Типичная конфигурация позвоночника устанавливается к 3-4 годам. При неблагоприятных условиях возникает боковое искривление позвоночника – сколиоз.

Основные профилактические мероприятия сколиозаследующие:

· укладывать новорожденного в кроватку с ровной, твердой поверхностью, без подушки;

· с 1,5 месяца проводить комплексы массажа и гимнастики соответственно возрастным группам;

· использовать метод свободного пеленания;

· стимулировать двигательную активность детей;

· привлекать детей дошкольного и школьного возраста к занятиям физкультурой;

· следить за осанкой;

· следить за соответствием мебели возрасту ребенка;

· носить в школу ранец или школьный рюкзак, но не портфель;

· при переносе груза распределить его равномерно на две руки.

Необходимо проводить профилактику сколиоза сразу после рождения и прдолжать ее на протяжении всего окончательного развития костно-мышечной систе­мы.

Грудная клетка имеет бочкообразную форму до 1,5-2 лет; ребра на первом году жизни расположены почти горизонтально, в положении максимального вдоха; это ограничивает её подвижность и затрудняет расправление лёгких.

С 1 года происходит физиологическое опущение ребер. Рёбра принимают наклонное положение, более узкими становятся межрёберные промежутки. Глубина вдоха у детей раннего возраста обеспечивается в основном экскурсией диафрагмы.

К 12-13 годам форма грудной клетки как у взрослых, отличается лишь размером.

Таз у маленьких детей таз представлен в основном хрящевой тканью; отличается малой вместимостью; не имеет половых различий в размерах. Таковые появляются с 6-7 лет (у девочек большее развитие таза).

Трубчатые кости

Между диафизом и эпифизом трубчатых костей долгое время остаётся эпифизарный хрящ. За счет него кость растёт в длину. Надкостница у детей толстая за счёт неё кость растет в поперечном направлении. Переломы у детей младшего возраста поднадкостничные по типу «зелёной веточки».

Конечности до 3-4 месяцев конечности ребенка искривлены (голени выгнуты кнаружи). Это связано с гипертонусом мышц-сгибателей.

Суставы у детей младшего возраста вследстивии слабости связочного аппарата и мускулатуры отличаются большой подвижностью по сравнению со старшими детьми.

Костный возраст определяется рентгенологическим исследованием.

Он основывается на оценке числа и размеров эпифизарных центров окостенения, размерах, форме, плотности, чёткости контуров костей, свойственные данному хронологическому возрасту.

У детей первых месяцев жизни тонус мышц-сгибателей преобладает над тонусом мышц-разгибателей, в результате чего формируется поза новорожденного ребенка (лежит с согнутыми и приведенными к туловищу руками и ногами).

Источник: https://cyberpedia.su/3x12702.html

Лечение Костей
Добавить комментарий