Для костной ткани детей характерно

Читать

Для костной ткани детей характерно
sh: 1: –format=html: not found

Ольга Александровна Антонова

Возрастная анатомия и физиология

Принятые сокращения

АТФ – аденозинтрифосфат

Сокращения единиц измерения

А – ампер

В – вольт

Вт – ватт

г – грамм

га – гектар

град. – градус

Гц – герц

Д – дальтон

дБ – децибел

Дж – джоуль

дптр – диоптрия

кал – калория (внесистемная единица количества теплоты)

кв. м – квадратный метр

куб. м – кубический метр

кг – килограмм

л – литр

лк – люкс

М – масса молекулярная относительная

м – метр

мин – минута

мл – миллилитр

мм рт. ст. – миллиметр ртутного столба с – секунда

см – сантиметр

ч – час

Сокращенные обозначения приставок для образования наименований кратных и дольных величин физических измерений

д – деци… (10-1)

к – кило… (103)

м – милли… (10-3)

мк – микро… (10-6)

н – нано… (10-9)

Тема 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

1.1. Основные закономерности роста и развития

Общебиологическими свойствами живой материи являются процессы роста и развития, которые начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей жизни. Организм развивается скачкообразно, и разница между отдельными этапами жизни сводится к количественным и качественным изменениям.

Ростом называется увеличение размеров и объема развивающегося организма за счет размножения клеток тела и возрастания массы живого вещества. Изменения касаются прежде всего антропометрических показателей.

В одних органах (таких как кости, легкие) рост осуществляется в основном за счет увеличения числа клеток, в других (мышцах, нервной ткани) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.

Необходимо сказать, что данное определение роста не затрагивает изменений, обусловленных жироотложением или задержкой воды.

Абсолютными показателями роста организма являются повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей. Общий рост характеризуется увеличением длины тела, зависящим от роста и развития скелета, что, в свою очередь, является одним из основных показателей здоровья и физического развития ребенка.

Рост и физическое развитие происходят одновременно. При этом имеет место усложнение строения, которое называется морфологической дифференцировкой тканей, органов и их систем; изменяется форма органов и всего организма; совершенствуются и усложняются функции и поведение. Между ростом и развитием имеется взаимная закономерная зависимость.

В ходе этого процесса накапливаются количественные изменения, что приводит к появлению новых качеств.

Нельзя считать наличие возрастных особенностей в строении или деятельности различных физиологических систем свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах, потому что каждый возраст характеризуется именно комплексом подобных особенностей.

Взаимосвязь физического и психического развития детей. Известный педагог и анатом П.Ф. Лесгафт выдвинул положение о взаимосвязи физического и психического развития детей: физическое воспитание осуществляется путем воздействия на психику детей, что, в свою очередь, отражается на развитии психики. Иначе говоря, физическое развитие обусловливает психическое.

Это особенно отчетливо обнаруживается при врожденном недоразвитии больших полушарий головного мозга, которое проявляется в слабоумии. Детей, с рождения имеющих такой дефект, невозможно обучить речи и ходьбе, у них отсутствуют нормальные ощущения и мышление.

Или другой пример: после удаления половых желез и при недостаточной функции щитовидной железы наблюдается умственная отсталость.

Установлено, что умственная работоспособность возрастает после уроков физического воспитания, небольшого комплекса физических упражнений на общеобразовательных уроках и перед приготовлением домашних заданий.

Речь и физическое и психическое развитие детей. Роль речи для физического и психического развития детей невозможно переоценить, так как речевая функция оказывает ведущее влияние на их эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие.

При этом роль речи в формировании личности школьника и его сознания, а также в его обучении труду и физическим упражнениям возрастает. С помощью речи формируется и выражается мысль, посредством речи производится обучение и воспитание детей.

По мере роста и развития у детей увеличивается способность отражения объективной действительности в понятиях, отвлечениях и обобщениях, в законах природы и общества.

Первоначально в младшем школьном возрасте преобладает конкретное, наглядно-образное и практически-действенное мышление.

Конкретные образы и действия развивают у младших школьников конкретную память, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на их мышление.

Для среднего школьного возраста характерно преобладание словесного отвлеченного мышления, которое становится ведущим у старших школьников. В этом возрасте преобладает словесная, смысловая память.

С помощью устной речи дети обучаются речи письменной, а совершенствование последней влечет еще большее развитие устной речи и процесса мышления.

По мере развития способности к обобщениям, абстрактному мышлению происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному, целенаправленному вниманию.

В процессе психической и физической деятельности детей происходят воспитание и тренировка произвольного и непроизвольного внимания.

Речь и мышление развиваются параллельно в процессе речевого общения с окружающими людьми, во время игр, физических упражнений и трудовой деятельности детей. На психическое развитие детей речь оказывает большое влияние.

Возрастная психология. Возрастная физиология тесно связана с возрастной психологией, изучающей закономерности возникновения, развития и проявлений психики детей. Ее предметом является изучение содержания психики, т. е. того, что именно и как отражает человек в окружающем его мире.

Психика есть результат рефлекторной, или отражательной, деятельности головного мозга людей. Физиология занимается изучением только физиологических механизмов работы головного мозга. Особенно важно изучение функций трудовой деятельности организма человека и его речи, которые являются физиологической основой психики.

Основные закономерности развития организма человека.

В течение всего жизненного цикла, с момента зарождения и до смерти, организм человека претерпевает ряд последовательных и закономерных морфологических, биохимических и физиологических (функциональных) изменений.

Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого человека, поэтому для обучения и воспитания детей нельзя просто количественно уменьшать свойства взрослого человека в соответствии с возрастом, ростом или весом ребенка.

Ребенок от взрослого человека отличается специфическими особенностями строения, биохимических процессов и функций организма в целом и отдельных органов, которые претерпевают качественные и количественные изменения на различных этапах его жизни.

В значительной степени эти изменения обусловлены наследственными факторами, которые в основном предопределяют этапы роста и развития.

Вместе с тем решающее значение для проявления наследственных факторов и новых качеств организма, формирования возрастных особенностей детей имеют такие факторы, как обучение и воспитание, поведение (деятельность скелетной мускулатуры), питание и гигиенические условия жизни, половое созревание.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=128391&p=12

Особенности костной системы у детей

Для костной ткани детей характерно

Развитие костной системы человека начинается очень рано – уже в конце первого месяца беременности. С 21 дня после оплодотворения начинается закладка позвоночника. На 6 неделе появляются зачатки ручек, кистей, и ножек.

На 7 неделе ножки интенсивно развиваются. На 8 неделе начинают развиваться суставы, разъединяются пальчики на кистях, начинается процесс окостенения (замещения хрящевой ткани костной).

11-14 недели внутриутробного развития отличаются интенсивным ростом скелета.

К концу шестнадцатой недели плод уже полностью сформирован – у него есть все без исключения органы и ткани. Его скелет имеет все отделы, сформированы все суставы. Продолжается процесс окостенения, который закончится только с завершением полового созревания.

Влияние любых неблагоприятных факторов в этот период внутриутробного развития могут привести к возникновению различных врожденных заболеваний костной системы (врожденным вывихам, косолапости, несовершенному остеогенезу и др.).

Особенности костной системы у детей: кости черепа и зубы

Особенности костной системы у детей обычно начинают описывать с головы.

И неспроста: череп малыша, в отличие от взрослого, не представляет собой сплошное целое, а состоит из отдельных податливых костей, соединенных мягкими швами, которые срастаются только к 3 – 6 месячному возрасту.

Между ними у новорожденного есть два специфических «окна» – роднички. Размеры большого родничка при рождении составляет от 3×3 см до 1,5 х 2 см, малого – 0,5 x 0,5 см. Обычно закрытие большого родничка происходит к 1 – 1,5 годам.

К костной системе у детей и взрослых относятся и зубы. Зубы начинают прорезываться, начиная с 6 месячного возраста. Процесс прорезывания зубов происходит в два этапа: сначала появляются молочные зубы, которые после 6 лет постепенно меняются на постоянные.

Схема прорезывания молочных зубов

До года6 мес. – два нижних средних резца
8 мес. – два верхних средних резца
10-12 мес. – два верхних крайних резца
На втором году13-14 мес. – два нижних крайних резца
15-16 мес. – четыре передних коренных зуба
20-24 мес.

– четыре клыка

На третьем годучетыре задних коренных зуба

Внимание! Названные сроки и очередность прорезывания зубов могут изменяться. Так, задержка прорезывания зубов может наблюдаться при рахите, при любых тяжелых заболеваниях, хотя отнюдь не всегда является признаком патологии костной системы.

Иногда появление молочных зубов сопровождается повышением температуры тела, раздражительностью, кишечными расстройствами, повышенной восприимчивостью к инфекциям. Если нет других причин, которые бы вызвали такие изменения, то лечить ребенка не нужно.

Обращая внимание на особенности костной системы ребенка, следует учитывать, что двум с половиной или трем годам во рту ребенка должны находиться все 20 молочных зубов (по 10 сверху и снизу).

После четырех лет начинается рост челюстных и лицевых костей, в результате чего между имеющимися молочными зубами образуются промежутки.

А вот насторожить родителей, заинтересованных в нормальном развитии костной системы ребенка, должно неправильное положение зубов, которое часто наблюдается из-за нерационального использования пустышки, сосания пальца ребенком и т.д.

Естественной особенностью костной системы ребенка является и замена молочных зубов на постоянные. Оно происходит в том же порядке, что и прорезывание.

Особенности костной системы у детей: грудная клетка и позвоночник

К особенностям костной системы у детей относится и строение грудной клетки. У малышей первых месяцев жизни она бочкообразная, ребра расположены почти горизонтально и не участвуют в акте дыхания. Это приводит к поверхностному дыханию.

Окружность грудной клетки при рождении составляет 32-25см В 4 месячном возрасте при нормальном развитии костной системы окружность грудной клетки здорового ребенка должна быть равна окружности головы, а в год на 1 см больше окружности головы. В 5 лет средние показатели «обхвата» грудной клетки достигают 55см, а в 10 лет – 63 см.

Особенности костной системы у детей касаются и «устройства» позвоночника. Позвоночник у грудного ребенка почти прямой, физиологические изгибы появляются постепенно.

В 2-3 месяца, когда ребенок начинает удерживать головку, формируется шейный лордоз («прогиб»). В 6-7 месяцев формируется грудной кифоз (изгиб кзади). В 10-12 месяцев –поясничный лордоз.

И только к двум годам позвоночник ребенка приобретает такую же форму как у взрослых – становится S-образным.

Ни для кого не секрет, что позвоночник – это «альфа и омега» костной системы детей и взрослых. От формы позвоночника зависит осанка (привычное положение тела человека). Правильная осанка формируется с раннего детства к 6-7 годам в процессе роста, развития и воспитания. Дефекты осанки приводят к формированию стойких искривлений позвоночника, плохому самочувствию, частой легочной патологии.

Эластичность и податливость – ключевая особенность костной системы у детей

Общая особенность костной системы у детей состоит в том, что она содержит больше хрящевой ткани, чем у взрослых, больше воды и меньше минералов.

За счет этого кости детей более эластичные и менее хрупкие, чем у их мам и пап. Именно по этой причине у детей реже возникают серьезные травмы, переломы.

Надкостница также эластична, поэтому при переломах она удерживает отломки кости, формируются переломы по типу «зеленой ветки».

Сказанное выше определяет еще одну особенность костной системы детей – способность к быстрому заживлению любых повреждений!

Но благодаря эластичности, податливости костной системы у детей быстро формируются и различные искривления, деформации. Поэтому с момента рождения ребенок должен спать на твердой, ровной поверхности, иметь возможность свободно двигаться, изменять положение.

Тугие пеленания тоже не способствуют правильном развитию костной системы детей, так как ведет искривлению ножек, формированию дисплазии.

Нахождение маленького ребенка в ходунках, ненормированные нагрузки на позвоночник тоже отрицательно сказываются на формировании костной системы, так как приводят к искривлению позвоночника.

Та же проблема у школьников.

Поэтому для предупреждения нарушений осанки (другими словами, для нормального формирования костной системы у детей) необходимо, чтобы юный ученик спал ровно, на спине, или животе, правильно сидел, не носил портфель в одной руке, был физически активным, занимался физкультурой, плаванием, полноценно и разнообразно питался. Также очень важна своевременная коррекция плоскостопия.

И помните: прилагая определенные усилия в детском возрасте, можно добиться хороших результатов и исправить деформации костной системы у детей, чего практически невозможно достичь у взрослых.

Источник: https://zdravoe.com/328/p4926/index.html

Лечение Костей
Добавить комментарий