Химический состав неорганического вещества костной ткани

Строение и функции опорно-двигательного аппарата человека

Химический состав неорганического вещества костной ткани

Химический состав костей сложный. Кость состоит из органических и неорганических веществ.

Неорганические вещества составляют 65% — 70% сухой массы кости и представлены главным образом солями фосфора и кальция. В малых количествах кость содержит более 30 других различных элементов.

Органические вещества, получившие название оссеин, составляют 30—35% сухой массы кости. Это костные клетки, коллаге

новые волокна. Эластичность, упругость кости зависит от ее органических веществ, а твердость — от минеральных солей. Сочетание неорганических и органических веществ в живой кости придает ей необычайные крепость и упругость.

По твердости и упругости кость можно сравнить с медью, бронзой, чугуном. В молодом возрасте, у детей кости более эластичные, упругие, в них больше органических веществ и меньше неорганических. У пожилых, старых людей в костях преобладают неорганические вещества.

Кости становятся более ломкими.

У каждой кости выделяют плотное (компактное) и губчатое вещество. Распределение компактного и губчатого вещества зависит от места в организме и функции костей.

Компактное вещество находится в тех костях и в тех их частях, которые выполняют функции опоры и движения, например в диафизах трубчатых костей.

Губчатое вещество находится также в коротких (губчатых) и плоских костях. Костные пластинки образуют в них неодинаковой толщины перекладины (балки), пересекающиеся между собой в различных направлениях. Полости между перекладинами (ячейки) заполнены красным костным мозгом.

В трубчатых костях костный мозг находится в канале кости, называемом костномозговой полостью. У взрослого человека различают красный и желтый костный мозг. Красный костный мозг заполняет губчатое вещество плоских костей и эпифизов трубчатых костей.

Желтый костный мозг (ожиревший) находится в диафизах трубчатых костей. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Вся кость, за исключением суставных поверхностей, покрыта надкостницей, или периостом.

1.3 Классификация костей

Различают кости трубчатые (длинные и короткие), губчатые, плоские, смешанные и воздухоносные (Рис.2) . в отделах скелета, где совершаются движения с большим размахом (например, у конечностей).

У трубчатой кости различают ее удлиненную часть (цилиндрическую или трехгранную среднюю часть) — тело кости, или диафиз, и утолщенные концы — эпифизы.

На эпифизах располагаются суставные поверхности, покрытые суставным хрящом, служащие для соединения с соседними костями. Участок кости, расположенный между диафизом и эпифизом, называется метафизом.

Среди трубчатых костей выделяют длинные трубчатые кости (например, плечевая, бедренная, кости предплечья и голени) и короткие (кости пясти, плюсны, фаланги пальцев). Диафизы построены из компактной, эпифизы — из губчатой кости, покрытой тонким слоем компактной.

Губчатые (короткие) кости состоят из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного вещества. Губчатые кости имеют форму неправильного куба или многогранника.

Такие кости располагаются в местах, где большая нагрузка сочетается с большой подвижностью.

Плоские кости участвуют в образовании полостей, поясов конечностей, выполняют функцию защиты (кости крыши черепа, грудина, ребра). К их поверхности прикрепляются мышцы.

Рис. 2. Различные виды костей:

1 – длинная (трубчатая) кость, 2 — плоская кость, 3 – губчатые (короткие) кости, 4 — смешанная кость

Смешанные кости имеют сложную форму. Они состоят нескольких частей, имеющих различное строение. Например, позвонки, кости из основания черепа.

Воздухоносные кости имеют в своем теле полость, выстланную слизистой оболочкой и заполненную воздухом. Например, лобная, клиновидная, решетчатая кость, верхняя челюсть.

1.4 Развитие и рост костей

В онтогенезе человека большинство костей скелета последовательно проходит три стадии в своем развитии. Это перепончатая, хрящевая и костная стадии. Минуют хрящевую стадию так называемые покровные кости (кости свода черепа, лица, ключица).

Вначале в эмбриональной соединительной ткани (мезенхиме) перепончатого скелета на второй неделе развития появляются хрящевые зачатки будущих костей (хрящевая стадия развития скелета). Затем, начиная с 8-й недели внутриутробной жизни, хрящевая ткань на месте будущих костей начинает замещаться костной тканью.

Первые костные клетки, точки окостенения появляются в диафизах трубчатых костей. Образование костной ткани на месте хрящевых моделей костей может происходить тремя способами. Это перихондральное, периостальное и энхондральное окостенение.

Периостапъное окостенение (образование кости) наблюдается тогда, когда сформировавшаяся надкостница продуцирует молодые костные клетки, Энхондральное окостенение имеет место, когда костная ткань образуется внутри хряща. В хрящ из надкостницы прорастают кровеносные сосуды и соединительная ткань. Хрящ в этих местах начинает разрушаться.

Часть клеток проросшей в хрящ соединительной ткани превращается в остео-генные клетки, которые разрастаются в виде тяжей, формирующих в глубине кости ее губчатое вещество.

Диафизы трубчатых костей окостеневают во внутриутробном периоде. Появившиеся в них точки окостенения; называют первичными. Эпифизы трубчатых костей начинают окостеневать или перед самым рождением, или уже во внеутробном периоде жизни человека. Такие точки, образовавшиеся в хрящевых эпифизах, получили название вторичных точек окостенения.

Костное вещество эпифизов образуется энхондральным, перихондральным и периостальным способами. Однако на границе эпифизов с диафизом довольно долго сохраняется хрящевая пластинка (эпифизарная), которая замещается костной тканью в 16—24 года, и эпифизы срастаются с диафизами. За счет эпифизарной пластинки трубчатые кости растут в длину.

После замещения этих пластинок костной тканью рост костей в длину прекращается.

1.5 Возрастные изменения костей

Костная ткань динамична, она обладает способностью постоянно обновляться, и на протяжении всей жизни человека в ней меняется количественное и качественное соотношение между органическими и неорганическими веществами. Причем для каждого периода жизни характерны свои соотношения (по ним, в частности, и определяется возраст).

У годовалого ребенка в костной ткани органические вещества преобладают над неорганическими, что в значительной степени определяет мягкость, эластичность его костей. Ведь именно органические вещества да еще вода, обеспечивают кости растяжимость, эластичность.

Вспомните школьный опыт: в сосуд с соляной кислотой кладут кусочек кости, и через некоторое время она становится мягкой настолько, что ее даже можно завязать узлом.

А происходит это потому, что под действием соляной кислоты растворяются почти все минеральные вещества, а органические остаются.

По мере того, как человек взрослеет, в костной ткани увеличивается процент неорганических веществ и растущие кости обретают все большую твердость.

От 1 до 7 лет рост костей ускоряется в длину за счет эпифизарных хрящей, расположенных между телом кости и ее головкой, и в толщину — благодаря аппозиционному утолщению компактного костного вещества в связи с костеобразующей функцией надкостницы.

После 11 лет вновь кости скелета начинают быстро расти , формируются костные отростки (апофизы), костномозговые полости приобретают окончательную форм[1]у. Когда рост заканчивается—а происходит это примерно к 20—25 года,— хрящи полностью замещаются костной тканью. Рост кости в толщину происходит путем наложения новых масс костного вещества со стороны надкостницы.

 Скачать реферат

Источник: http://www.refsru.com/referat-5932-2.html

Химический состав кости (органические и неорганические вещества кости)

Химический состав неорганического вещества костной ткани

Дата

Школа: НИШ ХБН

г. Алматы

ФИО учителя:

Цель профессионального развития

Бесенбаева Гульмира Сембаевна

Развитие функциональной грамотности чтения на уроках биологии через дифференцированный подход

Раздел долгосрочного плана:

9.2BДвижение

Класс : 9

Кол-во

присутствующих

отсутствующих:

Тема урока

Химический состав (минеральные и органические вещества) кости. Демонстрация «Исследование химического состава костей».

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

9.1.6.3 исследовать химический состав костей

Цели урока и задачи:

– описывать химический состав кости;

– раскрыть значение химического состава кости для свойств кости.

Критерии оценивания

Учащиеся могут:

– описывать химический состав кости;

– раскрыть роль химических веществ для формирования свойств кости;

– установить связь между составом костей и их свойствами.

Дифференциация

Все учащиеся: будут знать химический состав кости

Многие учащиеся : будут понимать о роли химических веществ для кости

Некоторые учащиеся: смогут объяснить значимость изученной темы, его значение в жизни, на практике

Языковые цели

Учащиеся смогут: работать с текстами по тематике урока (чтение), отвечать на открытые вопросы для формативного оценивания, письменно (письмо) представить в виде оформленной работы в группе, индивидуальной работы, отвечать на вопросы заданные в процессе урока (говорение).

Предметная лексика и терминология

Химический состав кости …

Органические вещества кости …

Неорганические вещества кости …

Терминология урока

Русский

Казахский

English

Декальцинированная кость

Декальциленген сүйек

Decalcified bone

Прокаленная кость

Қызған сүйек

Calcined bone

Прочность

Беріктігі

Strength

Упругость

Серпімділік

Elasticity

Твердость

Қаттылық

Hardness

Хрупкость

Сынғыш

Fragility

Привитие ценностей

Комуникабельность

Необходимость совместной работы и планирования деятельности в командной работе обеспечивают дружелюбные отношения учащихся и развивает их комуникабельные качества для работы в колаборативной среде обучения: развитие умений социально, культурно, этично и приемлимо взаимодействовать с другими учащимися в командной работе.

Общенациональная идея «Мәңгілік ел»

Формирование интереса детей к академическим знаниям, обучению на протяжении всей жизни для блага Родины. Элементы урока также направлены на самообучение, самообразование, развитие критического мышления у учащихся и реализации трехьязычной политики в образовании.

Нравственный аспект урока предполагает: формирование чувства ответственности за свое обучение; уважительное отношение к окружающим, ответсвтенное отношение к своему здоровью и здоровью близких, развитие межкультурной осведомленности.

Межпредметные связи

Связь с дисциплинами: химия (химический состав кости), физика (описание прочности кости), физ-ра (влияние физ-ры и спорта на развитие прочности кости)

Навыки использования

ИКТ

ИКТ используется в начале урока, просмотр видеофрагмента для активизации внимания учащихся на определение темы и цели урока;

Предварительные знания

Скелет и кости

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

1-мин.

2–4

5-6

7-9

Организационный этап: Приветствие учащихся, проверка подготовленности к уроку (наличие принадлежностей)

Этап проверки ранее полученных знаний: Вопросы и задания по пройденной теме «Виды суставов» T, F

  1. К двуосным суставам относится эллипсовидный сустав. T

  2. Плечевой сустав по форме относится к блоковидным суставам. F

  3. Диартрозы – это неподвижное соединение костей. F

  4. По форме суставных поверхностей тазобедренный сустав относится к многоосному шаровидному суставу. T

  5. Локтевой сустав относится к шаровидным суставам. F

  6. Увеличение сил сцепления между суставными поверхностями, питание суставных хрящей, уменьшение трения – относятся к функциям синовиальной жидкости. T

Обратная связь по ответам учащихся

Стадия «Вызов»:Введение в проблему.

В 17 веке на острове Окинава были разработаны приемы японского карате. Завоевав остров, японцы отобрали у местных жителей все виды оружия, запретили его производство и импорт. Чтобы защитить себя, окинавцы разработали систему приемов борьбы с помощью пустой (кара) руки (те).

Методы  карате значительно отличаются от приемов других видов самообороны без оружия. Каратист концентрирует свой удар на очень малом участке, не делая при этом длинных махов руками.

Каратист может в течение нескольких миллисекунд передавать в ударе мощность в несколько киловатт и легко разбивать такие прочные предметы, как дубовые или бетонные бруски.

Фото Дре из фильма «Карате пацан» Вопрос: Как может голая рука производить столь разрушительные  действия, оставаясь при этом невредимой?

Стимул: Если объясните эту проблему, то сможете назвать тему и поставить цель сегодняшнего урока.

Из данного определения учащиеся определяют тему урока, цели обучения и совместно с учителем определяют критерии оценивания.

Тема урока: Химический состав (минеральные и органические вещества) кости.

Попробуйте сформулировать цель обучения, которую вам нужно усвоить за урок.

ЦО: Исследовать химический состав кости.

Основная логическая взаимосвязь понятий при изучении веществ:

Строение – Состав – Свойства – Применение

Терминология по теме урока

Карточки, маркеры

Презентация

Рабочие листы Листы самооценивания

Середина урока

10-14

15-17

18-20

21-23

24-26

27-32

Работа в группах

Критерии оценивания работы в группе:

1 группа

2 группа

3 группа

Демонстрируют свойства прокаленной кости

В таблице правильно указаны свойства прокаленной кости

Демонстрируют свойства декальцинированной кости

В таблице правильно заполнены свойства декальцинированной кости

Демонстрируют свойства нормальной кости

В таблице правильно заполнены свойства нормальной кости

Стадия «Осмысления»

Работа с текстовым материалом.

Цель: наглядно убедиться, что связь строения и функции проявляется не только в морфологических признаках, но и в особенностях химического состава костей.

Задание в группах:

1. Изучите текстовой материал.

2. Описать свойства предложенной кости.

3. Заполнить таблицу

1 группа – Нормальная кость

2 группа – Декальцинированная кость

3 группа – Прокаленная кость.

Выступление групп. Взаимооценивание по критериям.

Работа в рабочих листах

Самооценивание таблицы группой

Демонстрация опыта на качественные реакции на карбонаты и фосфаты.

Работа в группах. Задание: Обсудить в группе диаграмму и определить о какой возрастной категории людей идет речь?

Вопросы для обсуждения:

  • Можно ли маленьких детей раньше времени заставлять ходить? Поясните свой ответ.

  • Как вы думаете влияют ли занятия физкультурой и спортом на развитие костной ткани? Поясните свой ответ.

  • Какие по возрасту люди (молодые или старые) чаще подвержены переломам костей? Поясните свой ответ.

Закрепление изученного материала.

Индивидуальная работа

Задания для индивидуальной работы

  1. От наличия органических веществ зависит

  1. Эластичность и упругость

  2. Твердость

  3. Высокая прочность

[1]

  1. Подпишите представленные на рисунке кости и их свойства.

а) [1] б) [1]

  1. У детей чаще деформируются кости, у пожилых чаще встречаются переломы костей. Чем это объяснить?

[2]

  1. Чем объяснить высокую прочность скелета при относительной его легкости?

[2]

  1. Оцените роль занятия физкультурой и спортом на развитие костной ткани.

[2]

Итого: 9

Раздаточный текстовой материал,

таблица пустая

Для демонстрации на группу выдается лоток с оборудованием: чашки Петри, кости (нормальная, декальцинированная, прокаленная), ступка, пестик.

презентация

Рабочие листы

Оборудование для демонстрации качественных реакций

Раздаточный материал для индивидуальной работы

Конец урока

33-37

Стадия «Рефлексии»

Закрепление изученного материала

«Выбор ячейки» – учащиеся выбирают одну из четырех предложенных ячеек и выполняют соответствующее ему задание.

Презентация

38-39

Рефлексия «Газетный заголовок» – учащиеся дают заголовок к теме урока

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: 40

Задание на выбор.

  1. Почему у детей часто встречаются искривления костей?  Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой? Дайте рекомендации.

  2. От чего произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок – Кощей Бессмертный.

  3. Объясните, почему кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи

Здоровье и безопасность

ИКТ

Связь с ценностями (воспитательный элемент)

при работах в группе, формулировании вывода на выбор (по степени сложности).

В индивидуальном задании вопросы составлены по уровней мышления по таксономии Блума.

Домашнее задание «На выбор» предполагает, что дети в высокой мотивацией подготовят ответы на вопрос 3, со средней мотивацией – на вопрос 2, с низкой мотивацией – на вопросы 1.

При опросе д/з самопроверка + обратная связь от учащихся и учителя

Взаимопроверка при выступлении групп по ранее выделенным критериям. Обратная связь от учащихся.

Устное обсуждение (вопрос-ответ)

Самооценивание по критериям и дескрипторам к индивидуальной работе.

Межпредметная связь с химией (качественные реакции на фосфаты и карбонаты). Присутствуют связь с физ-рой и воспитательный момент (диаграмма, вопросы для обсуждения).

Икт использовали при работе с терминологией.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели бучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1.

2.

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Источник: https://infourok.ru/himicheskiy-sostav-kosti-organicheskie-i-neorganicheskie-veschestva-kosti-3591731.html

Лечение Костей
Добавить комментарий