Какие неорганические вещества входят в костную ткань их функция

Строение и состав костей, их форма и функции — Областной институт повышения квалификации педагогических работников

Какие неорганические вещества входят в костную ткань их функция

 Галина Николаевна Сергушева, учитель биологии и химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка»

Цель: изучить строение костей их химический состав и свойства.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Опрос домашнего задания: работа по карточкам, устный опрос

1. Установите соответствие между типами соединения костей и примерами

Пример соединения костейТип соединения костей
А) Позвонки копчика1) неподвижное
Б) тазобедренный сустав2) подвижное
В) коленный сустав3) полуподвижное
Г) кости мозгового отдела черепа
Д) позвонки шейного отдела позвоночника
Е) локтевой сустав

2.

  1. Функции опорно-двигательной системы:

1. Защитная 2. Двигательная 3. Выделительная 4. Регуляторная

  1. В состав опорно-двигательной системы входят:

1. Кожа 2. Мышцы 3. Связки 4. Кости

  1. Суставная головка и суставная впадина покрыты _________________ хрящом, сам сустав находится в суставной _____________ и укреплен
    ________________________
  2. Подвижность сустава обеспечивается:

1. Формой суставной поверхности 2. Суставной жидкостью

3. Суставными связками 4. Суставной сумкой

3. Перечислите основные типы соединения костей

III. Изучение новой темы

1. Форма кости. О существовании костей в нашем теле знает каждый. Действует скелет и в сказках. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок — Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Рассмотрите на слайде разные по форме кости. Попытайтесь самостоятельно классифицировать кости по форме. На основании полученных ответов в тетради заполняем таблицу:

Форма костей

Трубчатые длинныеКороткие трубчатыеПлоскиеВоздухоносныеСмешанные
ПримерыПлечевая, бедреннаяКости пясти, плюсны, фаланги пальцевКости мозгового отдела черепа, кости таза, ребра, грудинаНекоторые кости черепалобная, клиновидная, решетчатая, верхняя челюсть.Позвонки, кости основания черепа

Воздухоносные кости, имеют в теле полость, выстланную слизистой оболочкой и заполненную воздухом

Ненормальные (смешанные) кости, построены сложно, форма их разнообразна. Например, тело позвонка по форме (и по строению) относится к губчатым костям, дуга, отростки — к плоским.

Внимательно посмотрите на скелет — где в скелете расположены каждый из данных видов костей?

2. Строение кости. Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека

МатериалПрочность на сжатиеПрочность на растяжение
Сталь552827
Фарфор25055
КОСТЬ170120
Гранит1455
Дуб59117
Бетон212

 как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее, ставших образцами прочности, гранита и бетона.

Давайте шаг за шагом выясним, какие особенности химического состава и строения придают костям такие уникальные свойства.

– Рассмотрите строение трубчатой кости и назовите основные части? (Диафиз– удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца). Учащиеся зарисовывают кость и подписывают основные части.

Давайте посмотрим, какие свойства придают кости неорганические вещества, а какие органические. Мы поместили  куриную кость в 10% раствор соляной кислоты. Итак, давайте проверим свойства кости. Она способна гнуться во все стороны.

?К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента? Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность.

Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества? Их можно сжечь. Верно, органика прекрасно горит. Кость обуглилась. Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.

К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента? Неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость.

Итак, органические вещества (белки) придают кости упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность.

Сделайте следующую запись в тетради:

Органические вещества придают кости_____

Неорганические вещества придают кости______________

Сочетание этих веществ обеспечивает______

Кость содержит 30% органических веществ (белки, углеводы), 60% минеральных веществ (кальций, магний, фосфаты) и 10 % воды.

Состав костной ткани человека меняется в течение всей жизни человека. Прочитайте текст учебника и ответьте на вопрос: у кого быстрее ломаются кости у детей или стариков? И почему? . (С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических). Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?

Внутреннее строение костей

Рассмотрите рисунки на слайдах и скажите, какое внутреннее строение имеют кости?
Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей. Она богата кровеносными сосудами и нервами. За счёт кровеносных сосудов происходит питание клеток кости.

Внутренний слой надкостницы состоит из клеток, которые растут, размножаются, что обеспечивает рост кости в толщину и ее регенерацию при переломах. Надкостница плотно примыкает к компактному веществу кости. Компактное вещество образовано костной тканью.

Кости взрослого человека в большинстве построены из пластинчатой костной ткани, которая образует остеоны, или гаверсовы системы. Они являются        структурной единицей кости.

Клетки кости – остеоциты и остеобласты – участвуют в построении костной ткани. Остеобласты – созидатели костной ткани, а остеоциты обеспечивают форму кости. . У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.

Плотное (компактное) вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения. Например, из компактного вещества построено тело длинных трубчатых костей. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость.

Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям максимальной нагрузки. Им образованы утолщения головок длинных трубчатых костей, а также короткие плоские кости.

Губчатое вещество состоит из костных перемычек и балок, которые образуют многочисленные ячейки. А для чего же в губчатом веществе кости столько много ячеек? (Найдите ответ в учебнике) — в них находится красный костный мозг, являющийся органом кроветворения – в нем образуются клетки крови.

Полости длинных трубчатых костей взрослых людей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки. Желтый костный мозг состоит из клеток соединительной ткани. Это клетки жировой и кроветворной соединительной ткани.

Желтый костный мозг играет роль резерва на случай, когда красный мозг не справляется с работой. Красный костный мозг с возрастом заменяется желтым костным мозгом

В течение жизни человека соотношение плотного и губчатого вещества кости меняется. Эти изменения зависят от образа жизни, который ведет человек, от его питания, состояния здоровья.  Количество плотного вещества у спортсменов значительно выше, чем у людей, ведущих сидячий образ жизни.

Кости могут расти в длину и толщину. В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах. За счет деления клеток  внутреннего слоя  надкостницы, кости растут в толщину и зарастают при переломах.

Несмотря на то, что рост кости в толщину осуществляется непрерывно за счёт надкостницы, кость взрослого человека не становится массивнее. Масса длинных трубчатых костей человека увеличивается незначительно, потому что стенки костномозговой полости содержат клетки, растворяющие кость.

Благодаря сложной и согласованной работе тех и других клеток достигается оптимальная прочность кости при наименьших массе и затрате материала.

IV. Закрепление

1. Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочисленных трубочек с прочными стенками. Как это способствует прочности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества? Почему корпус самолета делают из прочных дюралюминиевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?

2. Объясните, почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы – у пожилых людей.

V. Домашнее задание §6

Источник: https://edu-eao.ru/stroenie-i-sostav-kostej-ih-forma-i-funktsii/

Строение, свойства костей и типы их соединений

Какие неорганические вещества входят в костную ткань их функция

Строение кости

Кость — составная часть скелета, опора организма, его твердый орган. Она имеет довольно сложное строение с преобладанием костной ткани. Верхний слой кости составляет так называемое компактное вещество (или же компактная костная ткань), ниже лежит губчатое вещество (или же губчатая костная ткань).

В разных типах костей степень развития этих двух веществ отличается. Снаружи кость обволакивается тонкой прочной пленкой надкостницей. Она пронизана нервными окончаниями и сосудами. Именно благодаря ей идет кровоснабжение компактного вещества, а детские кости растут вширь.

Лишены надкостницы только суставные поверхности костных концевых утолщений.

Компактное вещество

Крепкое, плотное и надежное, его основная задача — обеспечить прочность кости, препятствовать ее деформации. В общей массе скелета этот подвид ткани занимает до 80 процентов. Состоит компактное вещество из множества цилиндров, называемых остеонами, сложенных из костных пластинок, которых бывает от 5 до 20.

В состав пластинок входит белок коллаген, гарантирующий плотность и эластичность кости. Диаметр каждого цилиндра-остеона очень мал, не больше 0,4 миллиметра, внутри него идет Гаверсов канал с кровеносными сосудами. По всему костному веществу разбросаны костные клетки, выделяющие костный материал пластинок (межклеточное вещество).

Тела костных клеток, имеющие многочисленные отростки, находятся между соседними костными пластинками.

Губчатое вещество

Наполняющая внутреннее пространство кости губчатая ткань намного более рыхлая и легкая, чем наружная компактная ткань. Благодаря этому масса кости уменьшается. Особенно развито губчатое вещество в эпифизах — на концах трубчатых костей. Строение его имеет решетчатый, ячеистый вид. В промежутках между перегородками-трабекулами находится красный костный мозг.

Каковы особенности костной ткани?

Костная ткань — один из типов соединительной. Две трети ее составляет межклеточное вещество, в котором хранится почти весь запас кальция, фосфора, половина запаса магния и натрия! Костная ткань не жадничает, она отдает эти вещества в кровь, поддерживая гомеостаз.

Новая ткань образуется у человека всю жизнь, примерно за три десятка лет она полностью обновляется. Наиболее бурный рост костной ткани идет в молодом возрасте, а с течением лет темп снижается, костная ткань обедняется, теряет запас полезных веществ и массу.

Хорошее развитие скелетных мышц усиливает прочность костей.          

Как идет рост костей?

Изначально закладываются хрящи, которые в процессе развития организма замещаются костной тканью. В ширину кости, как уже сказано выше, растут благодаря надкостнице (а именно ее внутреннему остеогенному слою), а в длину — благодаря хрящевым прослойкам около головок (эпифизов) длинных костей — пластинкам роста.

Вещества кости

Органические вещества (главное место здесь занимает белок коллаген) придают кости эластичность и упругость. Неорганические (фосфаты кальция — гидроксилапатиты, магния, и др.) делают ее твердой, но зато хрупкой и ломкой.

Проводя опыты, выдерживая кость в 10-процентном растворе соляной кислоты, мы выводим из нее неорганические вещества, — в результате кость становится мягкой и гибкой. Сжигая кость, мы уничтожает органику, остаются лишь неорганические вещества — в результате кость легко ломается.

У ребенка и молодого человека в костях высокое содержание органических веществ, с возрастом оно уменьшается — именно поэтому пожилые люди так легко ломают кости и так тяжело восстанавливаются.

Кости детей эластичны, при их некритических искривлениях ситуацию еще можно исправить: например, выпрямить сколиозный позвоночник.

В ЕГЭ по биологии могут быть вопросы о том, почему в детском возрасте легче вылечить сколиоз.

Типы костей

1.      Трубчатые. Очень прочны, являются надежной основой скелета конечностей. Длинные трубчатые кости: бедренная, берцовые, плечевая, локтевая с лучевой. Короткие: кости плюсны, пясти, фаланг пальцев и др.

Средняя часть кости этого типа — диафиз — построена из компактного вещества и выглядит как трубка с костно-мозговой полостью, заполненной желтым костным мозгом (хранящим запас жиров).

Эпифизы (головки) — концевые части трубчатых костей, в них преобладает губчатое вещество с красным костным мозгом.

2.      Плоские. Представляют собой две параллельные пластинки компактного вещества, между которыми спрятано губчатое вещество. Кости этого типа — лопатка, грудина, ключица, ребра, тазовая кость, кости крыши черепа — служат для формирования стенок полостей, которые окружают различные органы, и поясов конечностей.

3.      Губчатые. Имеют лишь тонкий слой наружного плотного компактного вещества, внутри же — основное губчатое вещество. Кости этого типа находятся там, где большая нагрузка сочетается с высокой подвижностью: кости запястья, мелкие кости стопы, коленная чашечка (надколенник), пяточная кость.

4.      Кроме того, выделяют смешанные кости — они состоят из частей, имеющих различия в происхождении и строении. К таким костям относятся, например, позвонки, кости основания черепа.

Типы соединения костей

1.      Непрерывные соединения обеспечены соединительной тканью (хрящевой, фиброзной, костной), которая, словно мостик, связывает два костных окончания. Они бывают, в свою очередь, совершенно неподвижными и полуподвижными.

1)      Неподвижные — это, например, кости черепа с костными швами, или сросшиеся позвонки копчика.

2)      Полуподвижные — имеющие хрящевые прокладки как, например, между позвонками. Такое соединение еще называют симфиз (полусустав): например, лобковый симфиз.

2.      Прерывные соединения всегда только подвижные. Вот суставы — это подвижные сочленения: в суставную впадину входит суставная головка.

Соединяемые поверхности покрыты суставным хрящом, между костями — внутрисуставные связки.

К тому же поверхности костей окружены суставной сумкой (капсулой), в ней находится суставная жидкость, выполняющая роль смазки.

Первая помощь при травмах связок, костей и суставов

Растяжение связок. Место повреждения нужно охладить, приложив к нему медицинский гель, любой замороженный предмет, или погрузив в холодную воду. После этого необходимо туго перебинтовать сустав и не нагружать его.

Переломы костей. При открытомпереломе край раны обработать антисептиком и наложить стерильную повязку.

Для обездвиживание применяется шина, которая должна заходить за суставы выше и ниже участка кости. При повреждении ключицы нужно подвесить руку на косынку, положив валик в подмышечную впадину.

При повреждении ребер — после выдоха туго забинтовать грудную клетку.

Вывихи суставов. При вывихе идет смещение концов костей. Нельзя их вправлять самостоятельно. Необходимо охладить сустав, обеспечить человеку полный покой и доставить его в медучреждение.

Заболевания опорно-двигательного аппарата

1.      Рахит — возникает при недостатке витамина «Д» и недостаточном питании, лишенном витаминов, у детей первых лет жизни, может привести к деформации костей.

2.      Искривление позвоночника возникает по причине различных заболеваний (рахит, полиомиелит, туберкулез), травм, нарушения осанки при пребывании в одной позе. При искривлении нарушается равномерное натяжение мышц, что еще более усугубляет проблему.

3.      Плоскостопие — уплощение свода стопы. Причины его: слабые связки стопы, ожирение, ношение тесной и узкой обуви на каблуке, длительные нагрузки, травмы, следствие рахита. Лечение заключается в упражнениях, массаже, ношении качественной ортопедической обуви и стелек.

Хочешь сдать экзамен на отлично? Жми сюда – курсы ЕГЭ в Москве по биологии

Источник: https://EgeVideo.ru/stati/chelovek/stroenie-svoystva-kostey-i-tipy-ikh-soedineniy/

§21.Скелет человека. Строение, химический состав и соединение костей | 8 класс Учебник

Какие неорганические вещества входят в костную ткань их функция
так то ЕНТ / Учебники по биологии / 8 класс Учебник “Биология” «Атамура»

§21.Скелет человека. Строение, химический состав и соединение костей

Значение опорно-двигательной системы. К опорно-двигательной системе относятся кости и мышцы (схема 2). Соединяясь друг с дру­гом при помощи суставов и хрящей, кости образуютскелет челове­ка.

Он служит опорой тела. К костям скелета прикрепляются мыш­цы. Это активная часть оиорно-двигателыюго аппарата. Движения осуществляются за счет их сокращения.

В результате как отдельные кости, так и все тело двигаются.

Кроме выполнения опорной функции, кости скелета защищают внутренние органы от механических повреждений. Например, мозг защищен прочно соединенными друг с другом костями черепа. Кости грудной клетки защищают сердце и легкие.

Схема 2

Опорио-лпнгательния система (ОДС)

  L_______________________________________________

кости скелета_____________________ скелетные   мышцы

1.                                                     Кроветворная     Функции:       1. Обеспечение движения

2.                                                                      Опорная 2. Защита внутренних органов

3.                                                                                              Защитная     (брюшной      пресс)

Соединительная — Тип ткани —► Мышечная поперечнополосатая

В красном костном мозге, заполняющем губчатое вещество костей, образуются клетки крови. Так как в составе костей много минераль­ных веществ (фосфор, кальций), они участвуют в обмене веществ.

Скелет человека (схема 3) включает скелет головы, или череп, ске­лет туловища, скелет верхних конечностей и скелет нижних конечностей (рис. 50). В составе скелета взрослого человека около 220 костей. Кости отличаются друг от друга ио форме и строению (схема •I).

По строению выделяют три типа костей: трубчатые, плоские н смешанные (позвонки). Среди трубчатых костей различают длин­ные (плечевая, бедренная, кости предплечья, голени) и короткие (фа­ланги пальцев).

Полость трубчатых костей у детей заполнена крас­ным костным мозгом, который в течение жизни заменяется желтым

(жировой тканью).

У плоских костей длина и ширина бывает различной. К ним отно­сятся лопатки, кости черепа, грудина, тазовые кости. Плоские кости

                                                 

Не нужно забывать, что бышнот длинные плоские кости, например ребра, и короткие трубчатые – кости пальнсп (фаланги).

Участвуют в образовании поясов конечностей и выполняют функ­цию зашиты (кости черепа, грудина, ребра).

Строение костей. Кости образованыкостной тканью, которая является разновидностью соединительной ткани (рис. 51). Она сло­жена из клеток н плотного межклеточного вещества.

Большинство костей состоит из наружногокомпактного (плотного) и внутреннего губчатого вещества. Оно находится н телах плоских и в головках труб­чатых костей.

Губчатое вещество состоит из перекладин, расположен- пых дугообразно, соответственно направлениям, по которым кость испытывает механическую нагрузку.

Рис. 50. Скелет человека: / кости черепа; 2 ключица;

1                                              – лопатка;

2                                                грудина; 5 – ребра;

6                                        позвоночник:

7                                    тазовая кость; 8 – плечевая кость;

9 локтевая н лучевая кости; 10 – кости запястья и кисти; II – бедренная кость: 12 – надколенник (коленная чашечка): 13 – большая берцовая; 14 – малая берцовая: 15 – кости стоны

Снаружи кость покрыта надкостницей (исключая суставные по­верхности), которую пронизывают кровеносные сосуды, питающие кость. В надкостнице имеется много чувствительных нервных окон­чаний.

За счет деления клеток надкостницы кость растет в толщину и восстанавливается при повреждениях. Способность костных кле­ток восстанавливаться (регенерировать) позволяет костям срастать­ся при переломах.

Росту кости в длину способствуютхрящевые

Рис. 51. Строение кости:

I клетки костной ткани (увели ч.); 2 костный мозг (увслич.): 3 губчатое вещество: 4 – желтый костный мозг. 5- 6кровеносные сосуды: 7 – плотное вонкчтво: 8 – надкостница

ткани (разновидность соединительной ткани). Окостенение организ­ма происходит в 20-25 лет. Поэтому человек растет до 25 лет.

Состав костей. Кости состоят из органических и неорганических веществ. Воды в них 50%, белков (оссеин) – 12,5%, жиров 15,7%, минеральных веществ (кальций и пр.) – 21.8%. Органическое веще­ство оссеин придает костям прочность и гибкость.

В организме детей органических веществ бывает больше, поэтому кости у них эластич­ные и упругие. В балетные и цирковые школы, а также спортивные секции детей принимают с 1-7 лет. С возрастом в составе костей уменьшается количество органических веществ.

Кости теряют плас­тичность и становятся более ломкими.

Соединение костей. Кости скелета соединяются между собой раз­личными способами. По выполняемым фуншшям существуют 3 вида соединений: неподвижное, иолуподвижное и подвижное.

Неподвижное соединение образуется путем срастания костей. Это костный шов. При этом выступы одной кости врастают в углубления другой. Так соединены кости черепа (см. рис. 63).

Полу подвижное соединение – это соединение костей с помощью хря­щей. Например, соединение позвонков между собой обеспечивает гиб­кость позвоночника (см. рис. 58).

Подвижное соединение (рис. 52) – это соединение костей с помощью суставов. Суставом соединяются кости тех отделов скелета, где требу­ется повышенная подвижность, – конечности (рис. 53,54), соединение черепа с позвоночником. Суставы обязательно включают следующие элементы: суставную впадину од/юй кости: головку другой кости; суставную сумку: внутрисуставные связки: суставную жидкость.

Рис. 52. Подвижное соединение* костей в тазобедренном сустиве:
/ тазовая кость; 2 тазобедренное соединение: 3 подменное (кольцевое) соединение; 4 бедренная koctv; 5 внутренняя связка;6голоикл бедрен­ной кости; 7 – суставная сумкл

Рис. 54. Коленный сустав (вертикальный разрез):/ бедренная кость; 2 – надколенник: 3 медиальный мениск; 4 связки; 5 – большеберцовая кость

Рис. 53. Локтевой сустав (вертикальный разрез):I – блок плечевой кости; 2 – отрост­ки локтевой кости; 3 – блоковидная вырезка локтевой кости

Жидкость выполняет роль смазки. Она также уменьшает трение и обес­печивает скольжение суставных поверхностей костей при движении. Количество суставной жидкости, заполняющей узкую щель между суставными поверхностями, очень невелико. Связки (рис. 55, 56) по­вышают прочность скрепления частей скелета, ограничивают ампли­туду движений и т. д. Движение в суставах осуществляется мышцами.

Рис. 55. Связки и суставы кисти (ладонная поверхность):

1 4 связки запястья: 5-6 – ладон­ные связки; 7 пястные кости; 8 пястные связки; 9 пястно-фа­ланговый сустав V пальца

Рис. 56. Связки н суставы стопы (тыльная поверхность):

1              передняя межберцовая связка:

2              пяточно-малоберцовая связка:

3              – дельтовидная связка: 4 пред­плюсневые связки; 5 плюсневые связки; 6 межфалаиговые суста­вы и связки

Рис. 57. Плечевой сустав:

/ капсула сустава; 2 суставная впадина лопатки; 3 суставная полость; 4 – головка плечевой ко* стн; 5 – сухожилие головки двугла­вой мышцы плеча

Суставы различают ио числу (простые и сложные), форме сустав­ных поверхностей костей (например, плоский межзапястный и шаро­видный плечевой) (рис. 57) и по возможному объему движений.

 Костная ткань, хрящевая ткань, компактное (плотное)веще­ство. губчатое вещество, надкостница, оссеин: неподвижное (ко

стный шов), полу подвижное и подвижное соединения костей: су­ставы. суставная впадина, суставная сумка, суставная жид

кость: связки.

А

1. Из какой ткани образована кость? До сколькн лет формируется

скелет?

2. Какие свойства иридяют кости органические вещества?

3. Какие виды соединения костей бывают? Охарактеризуйте их.

В

1. Что такое сустав? Расскажите о его строении и функциях.

2. Объясните, как кость растет в толщину.

3. Как питается кость? Какова роль хряшей?

С

1. За счет каких элементов (структур) кость растет в лишу и в шири­ну?

2. Какие вещества входят в состав костей?

3. Приведите примеры соединения костей.

Заполните таблицу.

Вилы соединения костей
Вид соединенияГде встре*1ается

. Определение химического состава кости.

Цель работы: определить наличие органических и неорганических веществ в составе костей.

Оборудование: ребра рыбы, трубчатые кости курицы, мелкие кости кролика; спички; холодная вола; соляная или серная кислота; чашка с широким горлом.

Ход работы. Учитель заранее (за 2-3 дня) кладет ребра и трубчатые кости в 10%-ный раствор соляной или серной кислоты. На занятии кости вынимают пинцетом и моют в холодной воде. Попробуйте со­гнуть их и сделать из них узлы. Сухие кости попытайтесь сжечь. Выводы.

 Напишите в тетради о том, какие изменения происходят с костями, которые находились в кислоте. Как менялись свойства кос­ти после сжигания? Обратите внимание, что при сжигании органиче­ские вещества обугливаются. При опускании в кислоту из костей уда­ляются минеральные вещества.

Какие свойства придают костям орга­нические и неорганические вещества?

Источник: https://tak-to-ent.net/publ/4-1-0-61

Химический состав кости (органические и неорганические вещества кости)

Какие неорганические вещества входят в костную ткань их функция

Дата Школа: НИШ ХБН г. Алматы
ФИО учителя:Цель профессионального развития Бесенбаева Гульмира СембаевнаРазвитие функциональной грамотности чтения на уроках биологии через дифференцированный подход
Раздел долгосрочного плана: 9.2BДвижение
Класс : 9Кол-во присутствующихотсутствующих:
Тема урокаХимический состав (минеральные и органические вещества) кости. Демонстрация «Исследование химического состава костей».
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)9.1.6.3 исследовать химический состав костей
Цели урока и задачи:– описывать химический состав кости;- раскрыть значение химического состава кости для свойств кости.
Критерии оценивания Учащиеся могут:- описывать химический состав кости;- раскрыть роль химических веществ для формирования свойств кости;- установить связь между составом костей и их свойствами.
ДифференциацияВсе учащиеся: будут знать химический состав костиМногие учащиеся : будут понимать о роли химических веществ для костиНекоторые учащиеся: смогут объяснить значимость изученной темы, его значение в жизни, на практике
Языковые целиУчащиеся смогут: работать с текстами по тематике урока (чтение), отвечать на открытые вопросы для формативного оценивания, письменно (письмо) представить в виде оформленной работы в группе, индивидуальной работы, отвечать на вопросы заданные в процессе урока (говорение).Предметная лексика и терминологияХимический состав кости …Органические вещества кости …Неорганические вещества кости …Терминология урока РусскийКазахскийEnglish
Декальцинированная костьДекальциленген сүйекDecalcified bone
Прокаленная костьҚызған сүйекCalcined bone
ПрочностьБеріктігіStrength
Упругость СерпімділікElasticity
ТвердостьҚаттылықHardness
ХрупкостьСынғышFragility

Привитие ценностей

Комуникабельность

Необходимость совместной работы и планирования деятельности в командной работе обеспечивают дружелюбные отношения учащихся и развивает их комуникабельные качества для работы в колаборативной среде обучения: развитие умений социально, культурно, этично и приемлимо взаимодействовать с другими учащимися в командной работе.

Общенациональная идея «Мәңгілік ел»

Формирование интереса детей к академическим знаниям, обучению на протяжении всей жизни для блага Родины. Элементы урока также направлены на самообучение, самообразование, развитие критического мышления у учащихся и реализации трехьязычной политики в образовании.

Нравственный аспект урока предполагает: формирование чувства ответственности за свое обучение; уважительное отношение к окружающим, ответсвтенное отношение к своему здоровью и здоровью близких, развитие межкультурной осведомленности.

Межпредметные связи

Связь с дисциплинами: химия (химический состав кости), физика (описание прочности кости), физ-ра (влияние физ-ры и спорта на развитие прочности кости)

Навыки использования

ИКТ

ИКТ используется в начале урока, просмотр видеофрагмента для активизации внимания учащихся на определение темы и цели урока;

Предварительные знания

Скелет и кости

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

1-мин.

2–4

5-6

7-9

Организационный этап: Приветствие учащихся, проверка подготовленности к уроку (наличие принадлежностей)

Этап проверки ранее полученных знаний: Вопросы и задания по пройденной теме «Виды суставов» T, F

  1. К двуосным суставам относится эллипсовидный сустав. T

  2. Плечевой сустав по форме относится к блоковидным суставам. F

  3. Диартрозы – это неподвижное соединение костей. F

  4. По форме суставных поверхностей тазобедренный сустав относится к многоосному шаровидному суставу. T

  5. Локтевой сустав относится к шаровидным суставам. F

  6. Увеличение сил сцепления между суставными поверхностями, питание суставных хрящей, уменьшение трения – относятся к функциям синовиальной жидкости. T

Обратная связь по ответам учащихся

Стадия «Вызов»:Введение в проблему.

В 17 веке на острове Окинава были разработаны приемы японского карате. Завоевав остров, японцы отобрали у местных жителей все виды оружия, запретили его производство и импорт. Чтобы защитить себя, окинавцы разработали систему приемов борьбы с помощью пустой (кара) руки (те).

Методы  карате значительно отличаются от приемов других видов самообороны без оружия. Каратист концентрирует свой удар на очень малом участке, не делая при этом длинных махов руками.

Каратист может в течение нескольких миллисекунд передавать в ударе мощность в несколько киловатт и легко разбивать такие прочные предметы, как дубовые или бетонные бруски.

Фото Дре из фильма «Карате пацан» Вопрос: Как может голая рука производить столь разрушительные  действия, оставаясь при этом невредимой?

Стимул: Если объясните эту проблему, то сможете назвать тему и поставить цель сегодняшнего урока.

Из данного определения учащиеся определяют тему урока, цели обучения и совместно с учителем определяют критерии оценивания.

Тема урока: Химический состав (минеральные и органические вещества) кости.

Попробуйте сформулировать цель обучения, которую вам нужно усвоить за урок.

ЦО: Исследовать химический состав кости.

Основная логическая взаимосвязь понятий при изучении веществ:

Строение – Состав – Свойства – Применение

Терминология по теме урока

Карточки, маркеры

Презентация

Рабочие листы Листы самооценивания

Середина урока

10-14

15-17

18-20

21-23

24-26

27-32

Работа в группах

Критерии оценивания работы в группе:

1 группа

2 группа

3 группа

Демонстрируют свойства прокаленной кости

В таблице правильно указаны свойства прокаленной кости

Демонстрируют свойства декальцинированной кости

В таблице правильно заполнены свойства декальцинированной кости

Демонстрируют свойства нормальной кости

В таблице правильно заполнены свойства нормальной кости

Стадия «Осмысления»

Работа с текстовым материалом.

Цель: наглядно убедиться, что связь строения и функции проявляется не только в морфологических признаках, но и в особенностях химического состава костей.

Задание в группах:

1. Изучите текстовой материал.

2. Описать свойства предложенной кости.

3. Заполнить таблицу

1 группа – Нормальная кость

2 группа – Декальцинированная кость

3 группа – Прокаленная кость.

Выступление групп. Взаимооценивание по критериям.

Работа в рабочих листах

Самооценивание таблицы группой

Демонстрация опыта на качественные реакции на карбонаты и фосфаты.

Работа в группах. Задание: Обсудить в группе диаграмму и определить о какой возрастной категории людей идет речь?

Вопросы для обсуждения:

  • Можно ли маленьких детей раньше времени заставлять ходить? Поясните свой ответ.
  • Как вы думаете влияют ли занятия физкультурой и спортом на развитие костной ткани? Поясните свой ответ.
  • Какие по возрасту люди (молодые или старые) чаще подвержены переломам костей? Поясните свой ответ.

Закрепление изученного материала.

Индивидуальная работа

Задания для индивидуальной работы

  1. От наличия органических веществ зависит

  1. Эластичность и упругость

  2. Твердость

  3. Высокая прочность

[1]

  1. Подпишите представленные на рисунке кости и их свойства.

а) [1] б) [1]

  1. У детей чаще деформируются кости, у пожилых чаще встречаются переломы костей. Чем это объяснить?

[2]

  1. Чем объяснить высокую прочность скелета при относительной его легкости?

[2]

  1. Оцените роль занятия физкультурой и спортом на развитие костной ткани.

[2]

Итого: 9

Раздаточный текстовой материал,

таблица пустая

Для демонстрации на группу выдается лоток с оборудованием: чашки Петри, кости (нормальная, декальцинированная, прокаленная), ступка, пестик.

презентация

Рабочие листы

Оборудование для демонстрации качественных реакций

Раздаточный материал для индивидуальной работы

Конец урока

33-37

Стадия «Рефлексии»

Закрепление изученного материала

«Выбор ячейки» – учащиеся выбирают одну из четырех предложенных ячеек и выполняют соответствующее ему задание.

Презентация

38-39

Рефлексия «Газетный заголовок» – учащиеся дают заголовок к теме урока

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: 40

Задание на выбор.

  1. Почему у детей часто встречаются искривления костей?  Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой? Дайте рекомендации.

  2. От чего произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок – Кощей Бессмертный.

  3. Объясните, почему кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи

Здоровье и безопасность

ИКТ

Связь с ценностями (воспитательный элемент)

при работах в группе, формулировании вывода на выбор (по степени сложности).

В индивидуальном задании вопросы составлены по уровней мышления по таксономии Блума.

Домашнее задание «На выбор» предполагает, что дети в высокой мотивацией подготовят ответы на вопрос 3, со средней мотивацией – на вопрос 2, с низкой мотивацией – на вопросы 1.

При опросе д/з самопроверка + обратная связь от учащихся и учителя

Взаимопроверка при выступлении групп по ранее выделенным критериям. Обратная связь от учащихся.

Устное обсуждение (вопрос-ответ)

Самооценивание по критериям и дескрипторам к индивидуальной работе.

Межпредметная связь с химией (качественные реакции на фосфаты и карбонаты). Присутствуют связь с физ-рой и воспитательный момент (диаграмма, вопросы для обсуждения).

Икт использовали при работе с терминологией.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели бучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1.

2.

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Источник: https://infourok.ru/himicheskiy-sostav-kosti-organicheskie-i-neorganicheskie-veschestva-kosti-3591731.html

Какие неорганические вещества входят в костную ткань их функция

Какие неорганические вещества входят в костную ткань их функция
Только у нас: Введите до 31.03.2020 промокод бонус2020 в поле купон при оформлении заказа и получите скидку 25% на всё!

Химический состав костей человека. Каков химический состав костей?

Со школьных уроков по химии каждому известно, что человеческий организм содержит в себе практически все элементы из периодической таблицы Д. И. Менделеева. Процентное содержание некоторых весьма значительно, а другие присутствуют лишь в следовых количествах.

Но каждый из химических элементов, находящихся в организме, выполняет свою важную роль. В человеческом теле минеральные вещества содержатся в виде солей, органические представлены как углеводы, белки и прочие.

Дефицит или избыток какого-либо из них приводит к нарушению нормальной жизнедеятельности.

В химический состав костей входит ряд элементов и их веществ, в больше степени это соли кальция и коллаген, а также другие, процентное содержание которых значительно меньше, но роль их не менее значима.

Прочность и здоровье скелета зависит от сбалансированности состава, который, в свою очередь, определяется множеством факторов, начиная от здорового питания и заканчивая экологической обстановкой окружающей среды.

Соединения, формирующие скелет

В химический состав костей входят вещества органического и неорганического происхождения. Ровно половина массы – это вода, остальные 50% делят оссеин, жир и известковые, фосфорные соли кальция и магния, а также хлористый натрий.

На минеральную часть приходится порядка 22%, а органическая, представленная белками, полисахаридами, лимонной кислотой и ферментами, заполняет примерно 28%. В костях содержится 99% кальция, который есть в человеческом теле.

Схожий компонентный состав имеют зубы, ногти и волосы.

Превращения в различных средах

В анатомической лаборатории можно провести следующий анализ, чтобы подтвердить химический состав костей.

Для определения органической части ткань подвергают действию раствора кислоты средней силы, например, соляной, концентрации порядка 15%.

В образовавшейся среде происходит растворение солей кальция, а оссеиновый «скелет» остаётся нетронутым. Такая кость приобретает максимальное свойство эластичности, её в прямом смысле можно завязать в узел.

Неорганическую компоненту, входящую в химический состав костей человека, можно выделить путём выжигания органической части, она легко окисляется до углекислого газа и воды. Минеральный остов характеризуется прежней формой, но крайней хрупкостью. Малейшее механическое воздействие — и он просто рассыплется.

При попадании костей в почву бактерии перерабатывают органическое вещество, а минеральная часть полностью пропитывается кальцием и превращается в камень. В местах, где нет доступа влаги и микроорганизмов, ткани со временем подвергаются естественной мумификации.

Через микроскоп

Любой учебник по анатомии расскажет про химический состав и строение костей. На клеточном уровне ткань определяется как особый тип соединительной.

В основе лежат коллагеновые волокна, окруженные пластинками, составленными из кристаллического вещества – минерала кальция – гидроксилаппатита (основного фосфата). Параллельно располагаются звёздоподобные пустоты, содержащие костные клетки и кровеносные сосуды.

Благодаря своему уникальному микроскопическому строению такая ткань отличается удивительной легкостью.

Основные функции соединений разной природы

Нормальная работа опорно-двигательной системы зависит от того, каков химический состав костей, в достаточном ли количестве содержатся органические и минеральные вещества.

Известковые и фосфорные соли кальция, которые составляют 95% неорганической части скелета, и некоторые другие минеральные соединения определяют свойство твёрдости и прочности кости.

Благодаря им ткань устойчива к серьёзным нагрузкам.

Коллагеновая компонента и её нормальное содержание отвечают за такую функцию, как упругость, устойчивость к сжатию, растяжению, перегибу и прочим механическим воздействиям. Но только в согласованном «союзе» органика и минеральная составляющая обеспечивают костной ткани те уникальные свойства, которыми она обладает.

Состав костей в детском возрасте

Процентное соотношение веществ, говорящее о том, каков химический состав костей человека, может варьироваться у одного и того же представителя.

В зависимости от возраста, образа жизни и других факторов влияния, количество тех или иных соединений может меняться.

В частности, у детей костная ткань только формируется и состоит в большей степени из органической компоненты — коллагена. Поэтому скелет ребёнка более гибкий и эластичный.

Для правильного формирования тканей ребёнка крайне важно потребление витаминов. В частности, такого, как Д3. Только в его присутствии химический состав костей в полной мере пополняется кальцием. Дефицит этого витамина может привести к развитию хронических заболеваний и излишней хрупкости скелета из-за того, что ткань вовремя не наполнилась солями Са 2+ .

Скелет взрослого

Химический состав костей человека, прошедшего подростковый возраст, значительно отличается от детского. Теперь соотношение минеральной и оссеиновой частей примерно сравниваются.

Исчезает особая гибкость костной ткани, зато прочность скелета за счёт неорганической составляющей увеличивается в разы.

Физические свойства её сравнимы с железобетонной конструкцией или чугуном, а упругость даже больше, чем у древесины дуба.

В полном объёме обеспечить сбалансированный химический состав костей человека (таблица, приведённая ниже, содержит данные о нормальном процентном содержании всех веществ, составляющих скелет) можно благодаря правильному образу жизни, рациональному питанию и заботе о здоровье.

.ru

Смотри также:

Наращивание костной ткани при имплантации как делается ; Воспаление костной ткани под коронкой ; Где сделать денситометрию костной ткани ; Вещества для формирования костной ткани ; Укрепление десен и зубов костная ткань ;

Только у нас: Введите до 31.03.2020 промокод бонус2020 в поле купон при оформлении заказа и получите скидку 25% на всё!

Источник: https://zdorovie-ok.ru/kakie-neorganicheskie-veschestva-vhodyat-v-kostnuyu-tkan-ih-funkciya/

Лечение Костей
Добавить комментарий