Клетки костной ткани не имеют жесткой клеточной стенки клетки

Задания для школьного тура олимпиады по биологии для учащихся 8 классов

Клетки костной ткани не имеют жесткой клеточной стенки клетки

Задания для школьного тура олимпиады по биологии

для учащихся 8 классов (2015-2016 уч.год)

(учитель биологии МБОУ СОШ №16 Ботнева Н.А.)

Задание 1. Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный

1. Все прокариотические и эукариотические клетки имеют

А) митохондрии и ядро Б) вакуоли и комплекс Гольджи В) ядерную мембрану и хлоропласты Г) плазматическую мембрану и рибосомы

2. Какое животное размножается почкованием?

А) белая планария Б) пресноводная гидра В) дождевой червь Г) большой прудовик

3. Возбудимость и проводимость – свойства, характерные для ткани

А) нервной Б) соединительной В) эпителиальной Г) мышечной

4. Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав

А) споры Б) семени В) почки Г) заростка

5. Клубень картофеля образуется

А) на боковых корнях Б) на столонах В) на придаточных корнях Г) на других частях растений

6. Источником заражения человека бычьим цепнем служит

А) яйцо Б) личинка В) финна Г) взрослый червь

7. Флоэма относится к ткани, которая является

А) образовательной Б) основной В) проводящей Г) механической

8. Впервые среди позвоночных животных у земноводных появляются железы

А) слюнные Б) потовые В) яичники Г) сальные

9. Наука о поведении животных – это

А) экология Б) энтомология В) этология Г) ихтиология

10.К симбиотическим организмам относится:

А) гриб трутовик Б) лишайник В) белая планария Г) бактериофаг

11. Тип питания эвглены зеленой

А) голозойный Б) миксотрофный В) сапрофитный Г) голофитный

12. Не имеют жесткой клеточной стенки клетки

А) дрожжей Б) костной ткани В) листа березы Г) туберкулезной палочки

13.Корневые шишки – это сильно утолщенные

А) придаточные корни Б) корневые волоски В) главные корни Г) воздушные корни

14. У птиц строение легких

А) в виде простых мешков Б) губчатое В) ячеистое Г) альвеолярное

15. Нервная и эндокринная системы в организме человека и животных действуют

А) независимо одна от другой Б) дополняя одна другую, но без выраженной ведущей роли В) полностью дублируя друг друга Г) дополняя одна другую с выраженной ведущей ролью нервной

16. Какую клеточную структуру по своей функции можно сравнить с таможней в государстве?

А) клеточную мембрану Б) цитоплазму В) вакуоль Г) ядро

17. Для производства лекарственных препаратов выращивают гриб

А) мукор Б) трутовик В) спорынью Г) пеницилл

18. Из названных желез не осуществляет(ют) эндокринную секрецию .

А) вилочковая железа Б) эпифиз В) железы желудка Г) поджелудочная железа

19. Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает

А) митохондрии Б) хлоропласты В) ядро Г) вакуоли

20. Из названных заболеваний вызывается вирусом

А) холера Б) оспа В) чума Г) малярия

Задание 2. Из предложенных вариантов ответов выберите несколько правильных

1. Чертами сходства грибов с животными являются:

I гетеротрофное питание

II способность к вегетативному размножению

III отсутствие хлорофилла

IV постоянное нарастание

V запасной углевод – гликоген

VI наличие клеточной стенки

а) I, II, VI б) I, III, V в) II, IV, V, VI г) I, III, IV

2. Двухкамерное сердце свойственно

I сельди

II жабе

III лебедю

IV лососю

V налиму

VI ежу

а) I, III, IV б) II, V,, VI в) I, IV V г) II, III, IV, VI

3. В чем сходство покрытосеменных и голосеменных растений?

I характеризуются многообразием жизненных форм

II размножаются семенами

III имеют хорошо развитые вегетативные органы

IV способны образовывать обширные леса

V образуют сочные и сухие плоды

VI опыляются насекомыми и птицами

а) II, III, IV б) I, II, III, IV в) III, IV, V г) II, V, VI

4. Для земноводных характерны следующие признаки:

I имеют только легочное дыхание

II имеют мочевой пузырь

III личинки обитают в воде, а взрослые особи – на суше

IV для взрослых особей характерна линька

V грудной клетки нет

а) I, II, III б) II, III, IV в) I, III, IV г) II, III, V

5. Заболевания человека вызывают организмы

I Белая планария

II Холерный вибрион

III Кишечная палочка

IV Чумная палочка

V Малярийный плазмодий

VI Инфузория туфелька

а) II, III, IV, V б) I, II, III, IV, V в) III, IV, VI г) II, IV, V

Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Поставьте «+» около ответов, где высказаны правильные суждения.

1. В древесине сосны отсутствуют настоящие сосуда.

2. В клетках всех животных и растений вблизи ядра находится органоид, называемый клеточным центром.

3. Водорослями называют любые растения обитающие в воде.

4. Все прокариоты – микроорганизмы.

5. Для всех жгутиконосцев характерно наличие зеленого пигмента – хлорофилла.

6. В организме человека углеводы могут синтезироваться из жирных кислот.

7.Все клетки организма человека имеют одинаковый набор хромосом.

8. По физическому состоянию млечный сок растений – это эмульсия.

9. Миксины не имеют в цикле развития личиночной стадии.

10. При дыхании у насекомых кровь не участвует в переносе газов, она транспортирует только питательные вещества

Задание 4 Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия

4.1. Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и ее видом.

Характеристика

Вид ткани

А) образует средний слой стенок кровеносных сосудов

Б) состоит из многоядерных клеток – волокон

В) обеспечивает изменение размера зрачка

Г) образует скелетные мышцы

Д) имеет поперечную исчерченность

Е) сокращается медленно

1. гладкая

2. поперечнополосатая

4.2. Установите последовательность этапов рефлекторного ответа пресноводной гидры на прикосновение. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр:

1) прикосновение твердым предметом

2) сокращение мышечных волокон

3) восприятие раздражения

4) передача возбуждения

5) сжатие тела

Задание 5. Творческое задание

  1. Как животные могут использовать опавшие листья и другие отмершие части растений?

  1. Среди растений пустынь есть растения поглощающие воду круглый год, и растения, поглощающие воду только во влажный сезон. Какими особенностями строения должны обладать растения каждой из этих групп?

Ответы на задания школьного тура олимпиады по биологии

для учащихся 8 классов

Задание 1. (всего 20 баллов)

Ответы: 1г, 2б, 3а, 4б, 5б, 6в, 7в, 8а, 9в,10б,11б,12б,13а,14б,15г, 16а, 17г,18в,19б,20б

Задание 2. Два балла за каждый правильный ответ (всего 10 баллов)

1

2

3

4

5

б

в

а

г

а

Задание 3. за один правильный ответ – 1 балл (всего 10 баллов)

Ответы: 1+, 2-,3-, 4+, 5-, 6-, 7-, 8+, 9+, 10+

Задание 4.1.

Ответ: 121221

Задание 4.2.

Ответ: 13425

Задание 5

1. Элементы ответа:

Отмершие части растений животные могут использовать многими способами.

  1. В пищу. Отмершими остатками растений питаются дождевые черви, многие насекомые, многоножки и некоторые морские животные: рачки лигии, моллюски тередо. Некоторые животные используют отмершие части растений в пищу не непосредственно, а разводя на них грибы: муравьи-листогрызы, жуки-короеды.

  2. Как место жительства или убежище. В почве и подстилке на мертвых частях растений, внутри отмершей древесины обитают самые разнообразные членистоногое, малощетинковые кольчатые черви, нематоды и т.п. Из сухих травинок и веточек делают гнезда многие птицы и грызуны; всем известны построенные из хвоинок купола муравейников.

  3. Для обогрева яиц. Сорные куры и аллигаторы откладывают яйца в куче гниющей растительности, специально сооружаемые с этой целью. За счет гниения внутри таких куч поддерживается достаточно высокая, благоприятная для развития яиц температура.

  4. Как инструменты. Один из видов дарвиновых вьюрков пользуется для добывания личинок из щелей колючкой кактуса; шимпанзе с помощью веточек добывают из нор термитов и муравьев, а с помощью палок – защищаются от хищников.

2. Элементы ответа:

  1. Растения, поглощающие воду только во влажный сезон, должны иметь запасающие органы и приспособления, позволяющие экономить воду. Примером являются кактусы с их стеблями и листьями – иголками, восковым налетом на листьях и опушениями.

  2. Растения, поглощающие воду круглый год, должны иметь длинные корни и приспособления к экономному испарению воды. Пример: саксаул, верблюжья колючка с их небольшими листьями и глубоко уходящими в почву корнями. Или сокращение вегетационного цикла, например у маков, цветущих и отмирающих весной.

Источник: https://infourok.ru/zadaniya-dlya-shkolnogo-tura-olimpiadi-po-biologii-dlya-uchaschihsya-klassov-573519.html

Клеточная стенка

Клетки костной ткани не имеют жесткой клеточной стенки клетки

В отличие от животных и многих простейших, у растений, бактерий и грибов, почти все клетки имеют стенку, лежащую кнаружи от цитоплазматической мембраны и обладающую повышенной прочностью. Основная функция данной структуры — опора и защита.

Клеточные стенки (или клеточные оболочки) строятся из веществ, синтезируемых самими клетками. Их химический состав различен у растений, грибов и прокариот. Кроме того, даже у одного растения у различных клеток состав стенок несколько различен.

Клеточная стенка растений состоит в основном из целлюлозы. Целлюлоза — это полисахарид, мономером которого является глюкоза.

Основу бактериальных клеточных стенок составляет вещество муреин (относится к пептидогликанам). У грамположительных бактерий в состав оболочки входят различные кислоты, а сама оболочка плотно прилегает к цитоплазматической мембране.

У грамотрицательных бактерий оболочка более тонкая и не прилегает к мембране. Между мембраной и оболочкой образуется периплазматическое пространство.

Снаружи клеточная оболочка грамотрицательных прокариот окружена внешней мембраной, составленной из липополисахарида.

У грибов основным веществом клеточных стенок является хитин, а не целлюлоза.

Состав клеточной стенки растений

У растений стенка дочерних клеток образуется уже во время деления родительской. Впоследствии она называется первичной. У многих клеток позже образуется вторичная оболочка.

Первичная клеточная оболочка состоит из микрофибрилл целлюлозы, погруженных в матрикс из других полисахаридов. Отличительной особенностью волокон целлюлозы является их прочность.

Молекула целлюлозы представляет собой длинную полисахаридную цепь. Отдельные молекулы соединяются друг с другом водородными связями в пучок, который называется микрофибриллой.

Такие фибриллы образуют каркас клеточной стенки.

Матрикс клеточной стенки составляют полисахариды пектины и гемицеллюлозы, а также ряд других веществ (например, белков). Пектиновые вещества представляют собой группу кислых полисахаридов, их молекулы могут быть не только линейными, но и разветвленными. Гемицеллюлозы также смешанная группа полисахаридов. Длина их линейных молекул короче, чем у целлюлозы.

Оболочки соседних клеток растений соединены между собой срединной пластинкой, состоящих из пектатов магния и кальция, для которых характерна клейкость.

В состав стенок растений входит вода (составляет более половины массы), обуславливая ряд физических и химических свойств полисахаридов.

Жесткий каркас растения во многих местах пронизан каналами (плазмодесмами), по которым цитоплазма одной клетки соединяется с цитоплазмой соседних.

Клетки мезофилла листа (а также некоторые другие) на протяжении всей своей жизни имеют только первичную стенку. У большинства же клеток на первичную оболочку с внутренней стороны отлагается вторичная стенка, составленная из дополнительных слоев целлюлозы. Обычно в это время клетка уже дифференцирована и не растет (исключение составляют, например, клетки колленхимы).

В каждом отдельном слое вторичного утолщения микрофибриллы целлюлозы располагаются под одним углом (параллельно друг другу). Однако разные слои имеют разный угол, что обеспечивает большую прочность.

Часть клеток растений одревесневают (трахеальные элементы ксилемы, склеренхима и др.). В основе этого процесса лежит интенсивная лигнификация стенок (в небольших количествах лигнин есть во всех оболочках).

Лигнин не является полисахаридом, а представляет собой сложное полимерное вещество. Отложения лигнина могут иметь различную форму (сплошную, кольцевую, спиральную, сетчатую). Он скрепляет целлюлозу, не дает ей смещаться.

Лигнин не только обеспечивает прочность, но и дает дополнительную защиту от неблагоприятных физических и химических факторов.

Функции клеточной стенки

Оболочки разных клеток совместно обеспечивают всему растению и его отдельным частям механическую прочность и опору. Это функция клеточной стенки аналогична одной из функций скелета животных. Однако она не единственная.

Жесткость стенок препятствует растяжению клеток и их разрыву. В результате по физическим законам в клетки может путем осмоса поступать вода. Для травянистых растений тургоцентричность клеток является единственной их опорой.

Микрофибриллы целлюлозы ограничивают рост клеток и определяют их форму. Если микрофибриллы окольцовывают клетку, то она будет расти в длину (поперек направления волокон).

Связанные клеточные стенки образуют апопласт, по которому передвигается вода и минеральные вещества. Плазмодесмы связывают содержимое разных клеток в единую систему — симпласт.

Стенки сосудов ксилемы, трахеид, ситовидных трубок выполняют транспортную функцию.

Наружные клеточные стенки эпидермальных клеток покрыты воском (кутикулой). С одной стороны, он препятствует испарению воды, с другой – проникновению вредных микроорганизмов.

У некоторых растений в определенных клетках оболочки видоизменяются и служат местом запаса питательных веществ.

plustilino © 2019. All Rights Reserved

Источник: https://biology.su/cytology/cell-wall

Лечение Костей
Добавить комментарий