Костная ткань у детей богата

Анатомо-физиологические особенности костной ткани [1981 Бисярина В.П. – Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологическими особенностями детского возраста]

Костная ткань у детей богата

Скелет ребенка в процессе роста и развития подвергается сложным преобразованиям, на которые оказывает влияние ряд внешних и внутренних факторов.

Костная ткань у ребенка грудного возраста имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами.

Вследствие этого кости ребенка мягкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием давящей одежды, узкой обуви, при систематическом неправильном положении на руках взрослых, в кроватке и т. д.

К 2 годам жизни кости ребенка по строению приближаются к костям взрослого человека и к 12 годам они по своему составу уже не отличаются от них.

У новорожденного голова больших размеров и составляет 1/4 длины его тела и имеет округлую форму.

Швы черепа в грудном возрасте широкие, они представлены прямыми линиями, что хорошо заметно при ощупывании головы.

Характерной особенностью черепа детей грудного возраста является наличие родничков, которые образуются в области соединения нескольких костей и представляют собой соединительнотканные мембраны. Имеется четыре родничка: большой, малый, два боковых.

Большинство детей рождаются с закрытыми боковыми и малым родничками. Только у 25% новорожденных остается открытым малый родничок, расположенный между теменными и затылочной костями, закрывается он впервые месяцы жизни, но не позднее 3 мес.

Большой родничок расположен между теменными и лобной костями, ромбовидной формы, средний размер его у новорожденного 2×2,5 см; закрывается он к 12-16 мес жизни (рис. 16). Для измерения большого родничка сантиметровую ленту располагают между противоположными сторонами ромба (но не между его углами).

Рис. 16. Большой и малый роднички

Наиболее интенсивно череп увеличивается в течение 1-го года жизни и сравнительно быстро растет до 4 лет; в дальнейшем рост черепа значительно замедляется.

У новорожденного позвоночник выпрямлен, не имеет физиологических изгибов. С ростом ребенка и возникновением новых функций появляются физиологические изгибы позвоночника.

Шейный лордоз обнаруживается в 2-месячном возрасте, после того как ребенок начнет держать головку; грудной изгиб позвоночника, выпуклостью кзади, появляется в 6 мес, когда ребенок может уже сидеть; поясничный лордоз возникает после 1 года, когда ребенок начинает ходить (рис. 17, а, б).

К 3-4 годам жизни появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника. Постоянство шейной кривизны устанавливается к 7 годам, поясничной – лишь к 12 годам.

Рис. 17. Изгибы позвоночника новорожденного (а) и взрослого (б)

Рост позвоночника в длину происходит неравномерно: особенно интенсивно до половой зрелости (у девочек до 15 лет, у мальчиков до 18 лет), после 19 лет очень медленно.

Необходимо учитывать указанные особенности позвоночника, так как неблагоприятные внешние воздействия могут обусловить его искривления.

Постоянное ношение ребенка на одной руке, неправильное положение его в кроватке, при кормлении и многие другие факторы могут вызвать деформацию позвоночника.

Способствует искривлению позвоночника и грудной клетки у детей первых- месяцев жизни тугое пеленание, так как оно лишает ребенка свободных движений, сдавливает грудную клетку.

Совершенно недопустимо сажать ребенка в подушки, за стол или в коляску до тех пор, пока он сам не научился садиться, потому что раннее усаживание может привести к деформации позвоночника.

При организации ухода за ребенком и режима его дня необходимо помнить об этом и устранять моменты, которые могут быть причиной искривления позвоночника, тем более что эти же причины могут неблагоприятно влиять и на развитие грудной клетки.

У новорожденных и грудных детей до 2-го полугодия жизни грудная клетка имеет форму цилиндра или усеченного конуса. Поперечник нижнего ее отдела превышает поперечник верхнего отдела.

Ребра расположены почти горизонтально. На месте соединения костной и хрящевой частей ребра образуются небольшие утолщения, которые лучше всего определяются на средних ребрах (V-VIII). Вся грудная клетка у детей 1-х месяцев представляется укороченной.

С конца 1-го или с начала 2-го года жизни грудная клетка удлиняется и появляется так называемое физиологическое опущение ребер. Ребра принимают более косое направление, межреберные промежутки становятся более узкими. Особенности грудной клетки ребенка сглаживаются к 6-7 годам, а окончательное формирование ее происходит к 12-13 годам.

В это время грудная клетка подростка отличается от грудной клетки взрослого лишь размерами.

В длинных костях в течение продолжительного времени остаются хрящевые прослойки между диафизом и эпифизом эпифизарные хрящи. Клетки эпифизарных хрящей некоторое время сохраняют способность к делению, благодаря чему кость растет в длину. Полное замещение эпифизарных хрящей костной тканью заканчивается только к 25 годам.

У детей 1-х месяцев жизни может наблюдаться искривление ног, что не связано с искривлением костей, а обусловлено своеобразным развитием мягких тканей.

Необходимо подчеркнуть, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста скелет еще недостаточно сформирован. В связи с этим различные неблагоприятные факторы внешней среды могут обусловить искривления скелета. Особенно важным в этом отношении является подбор мебели для детей дошкольного и школьного возраста.

Неправильная поза при сидении, характеризующаяся продолжительным и сильным наклоном головы и туловища кпереди, может вызвать различные формы искривлений позвоночника.

Вслед за позвоночником меняет свою нормальную конфигурацию и грудная клетка в целом, что сказывается на функциональном состоянии органов дыхания и кровообращения, особенно сильно нарушается дыхание.

Школьники много времени проводят за уроками в школе и дома. Стол, стул, парта по высоте обязательно должны соответствовать росту школьника. Высота стола для школьника ростом в 130-140 см должна быть 62 см, стула – 38 см; для школьника ростом 140-150 см – соответственно 68 и 41 см. Мальчики и девочки выше 150 см могут заниматься за обычными столами, но сидеть на стульях с широкой спинкой.

Правильное положение тела – рабочую позу – необходимо соблюдать не только во время учебных занятий, но и при всякой другой работе.

Плохо влияет на осанку неравномерная нагрузка на плечевой пояс, поэтому необходимо правильное ношение портфеля с книгами или других тяжестей.

Спать следует на достаточно широкой и длинной кровати, с ровным и не слишком мягким матрацем, под голову класть только одну небольшую подушку. Засыпать лучше всего на спине, вытянув ноги и положив руки поверх одеяла. Можно спать поочередно на правом и левом боку, но не сворачиваться “калачиком” – это неблагоприятно влияет на осанку.

Зубы. Ребенок рождается с зачатками молочных и постоянных зубов, которые прорезываются в определенные сроки. Как правило, зубы появляются группами с известными промежутками во времени.

Молочные зубы прорезываются в следующие сроки: центральные нижние и верхние резцы – в 6-9 мес, боковые нижние и верхние резцы – в 9-12 мес, первые коренные зубы – в 12-15 мес, клыки – в 17-20 мес, вторые коренные зубы – в 21-24 мес. Следовательно, в конце 1-го года жизни у ребенка имеется обычно 8 зубов. В конце 2-го или в начале 3-го года жизни заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов (рис. 18, а-ж).

Рис. 18. Прорезывание молочных зубов у ребенка. а – в возрасте 6-7 мес; б – в возрасте 7-8 мес; в – в возрасте 8-9 мес; г – в возрасте 10-12 мес; д – в возрасте 14-16 мес; е – в возрасте 18-20 мес; ж – в возрасте 2 лет

На 5-6-м году жизни начинается замена молочных зубов постоянными, причем первыми появляются зубы (моляры). Замена молочных зубов постоянными происходит в том же порядке, в каком они прорезывались, и заканчивается к 11-12 годам.

В возрасте 12-13 лет прорезываются вторые большие коренные зубы – моляры и в последнюю очередь, в большинстве случаев в пубертатном возрасте, появляются третьи большие коренные зубы, так называемые зубы мудрости. У детей нередко встречается неправильное оформление прикуса.

Сроки прорезывания зубов не всегда одинаковы даже у нормально развивающихся детей.

Как правило, прорезывание молочных и постоянных зубов протекает безболезненно, так как он является физиологическим актом.

Однако у некоторых детей (при рахите, анемии, неврастении) прорезывание зубов может сопровождаться припухлостью, покраснением, болезненностью десен, слюнотечением, раздражительностью, тревожным сном, понижением аппетита.

Следует помнить о том, что нельзя ставить все болезни, тем более тяжелые, во время прорезывания зубов в зависимость от этого акта. Некоторые дети при прорезывании зубов берут предметы в рот для жевания. Очень удобные для этой цели резиновые кольца. В это время надо проявлять осторожность с игрушками из тонкого целлулоида.

Молочные зубы нуждаются в таком же уходе, как и постоянные. С 3 лет ребенка надо приучать полоскать рот и чистить зубы мягкой щеткой утром и вечером. Щеткой нужно водить не только в горизонтальном направлении, но и вдоль зубов. Следует приучать чистить не только наружную поверхность зубов, но и внутреннюю.

Нельзя давать сладости (конфеты, печенье и др.) между кормлениями, так как это нарушает пищеварение, способствует разрушению зубов, которое вызывается молочной кислотой, вырабатываемой бактериями, живущими в сахаре и крахмале, прилипающим к зубам.

В детских учреждениях 1-2 раза в год зубной врач производит осмотр и санацию полости рта у детей.

Источник: http://m-sestra.ru/books/item/f00/s00/z0000006/st026.shtml

Костная ткань у детей богата

Костная ткань у детей богата
Только у нас: Введите до 31.03.2020 промокод бонус2020 в поле купон при оформлении заказа и получите скидку 25% на всё!

У плода костная система развивается позже других систем.

Большая часть скелета новорожденного состоит из хрящевой ткани (позвоночник, запястья и др.); кости его также напоминают хрящ. Костная ткань грудного ребенка имеет особое волокнистое строение; она богата кровеносными сосудами и водой, содержит малое количество минеральных солей.

Вследствие этого кости мягки, эластичны, они легко приобретают неправильную форму под влиянием давящей одежды, узкой обуви, при неправильном положении на руках и т.д. К 2—3 годам происходит частичное замещение волокнистой ткани костной тканью с пластинчатой структурой.

К 12 годам кости ребенка имеют то же строение как у взрослого.

Голова. У грудного ребенка голова относительно велика. Она составляет ¼ длины его тела, у взрослого же — 1/7—1/8. Лицевая часть черепа мала; в периоде новорожденное имеется расхождение между отдельными костями черепа (швы). Окончательное сращение костей черепа — затылочной, теменных, височных и лобной — происходит к 3—4 годам.

На месте схождения двух теменных и лобной костей находится участок, лишенный костной ткани. Он имеет форму ромба и затянут соединительнотканной перепонкой. Это так называемый большой родничок. Величина его у детей может быть различной. Измерять большой родничок нужно поперек, так как при измерении по 95 диагонали трудно определить место, где угол родничка переходит в шов.

Если от заднего угла большого родничка провести линию вдоль шва между теменными костями, то на месте схождения их с затылочной костью можно прощупать малый родничок, имеющий форму треугольника. Постепенно происходит процесс окостенения — малый родничок зарастает в возрасте около 3 месяцев, а большой — к 12—15 месяцам.

Своевременное заращение родничков и процесс окостенения во всем скелете зависят от правильности питания ребенка, пользования воздухом и светом. Процесс заращения родничка, который происходит на наших глазах, позволяет судить в известной мере о течении процессов окостенения у ребенка.

Два боковых родничка у нижних углов теменных костей зарастают еще во внутриутробном периоде; они бывают открыты лишь у недоношенных детей.

Самый значительный рост черепа наблюдается в течение первого года жизни; до 4 лет он идет довольно интенсивно, в дальнейшем же сильно замедляется.

Позвоночник. У новорожденного позвоночник состоит из хрящевой ткани. В норме позвоночник новорожденного ребенка почти прямой и не имеет изгибов; они появляются постепенно с возрастом по мере развития у ребенка статических и двигательных функций.

Когда ребенок начинает держать голову, появляется шейная кривизна, обращенная выпуклостью вперед (лордоз); на 6—7-м месяце, когда ребенок начинает, сидеть, появляется изгиб в грудной части позвоночника выпуклостью назад (кифоз); при ходьбе образуется поясничная кривизна выпуклостью вперед.

Первоначально эти изгибы позвоночника сглаживаются в лежачем положении. При неблагоприятных условиях воспитания ребенка у него могут появиться ненормальные искривления позвоночника в виде усиления естественной кривизны или боковых искривлений.

Грудная клетка. У ребенка грудная клетка имеет форму усеченного конуса или бочкообразную с приподнятыми ребрами. Ребра у новорожденного и грудного ребенка имеют горизонтальное направление, почти под прямым углом к позвоночнику.

Это приподнятое горизонтальное положение ребер ограничивает подвижность (экскурсию) грудной клетки, которая вследствие этого неспособна сильно расширяться при вдохе.

Малая экскурсия грудной клетки ограничивает возможность расправления легких и обусловливает поверхностное дыхание.

Когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки у него постепенно изменяется — ребра опускаются и форма грудной клетки постепенно приближается к форме ее у взрослого. Окончательное формирование грудной клетки заканчивается к 12—13 годам. В этом возрасте грудная клетка ребенка отличается от грудной клетки взрослого только размерами.

Кости таза и конечностей. Форма таза у новорожденных одинакова у мальчиков и девочек. Половые различия выявляются в пубертатном периоде.

Процесс роста длинных костей очень сложный и продолжительный; окостенение длится несколько лет. Формирование скелета еще не вполне заканчивается даже в школьном возрасте.

В том случае, когда пища ребенка бедна минеральными солями и витаминами, ребенок находится в негигиенических условиях — в тесном помещении, где мало солнечного света и свежего воздуха, развитие и окостенение скелета нарушаются.

При этом вследствие обеднения костной ткани солями извести в растущих частях костей замедляется или совсем прекращается процесс обызвествления вновь образующейся костной ткани. При росте кости вместо костной ткани появляется необызвествленная, так называемая остеоидная ткань.

Кости не приобретают нормальной твердости, они мягки, податливы и легко деформируются.

Постоянное укладывание ребенка на спину приводит к уплощению затылка. Если же ребенка укладывают все время на одну сторону, у него образуется асимметрия головы с уплощением соответствующей стороны.

Тугое пеленание или завязки, приходящиеся на грудную клетку, препятствуют нормальному расширению ее при дыхании, вызывая вдавление одних частей грудной клетки и выпячивание других.

При раннем усаживании ребенка у него также деформируется грудная клетка и позвоночник; неправильное положение на руках вызывает перекашивание в плечевом поясе и т.д.

Не подходящие по размерам мебель или школьные парты, неправильное ношение тяжестей также неблагоприятно сказываются на формировании скелета. Неумелый или небрежный уход за ребенком может быть причиной различных деформаций костного скелета, которые нередко остаются на всю жизнь, иногда даже в виде уродств.

www.detki-mama.ru

Ссылки по теме:

Нет костной ткани на нижней челюсти , Как укрепить костную ткань у детей , Как увеличить выработку коллагена кожей , Как ускорить выработку коллагена в организме , Воспаление костной ткани сосцевидного отростка ,

Только у нас: Введите до 31.03.2020 промокод бонус2020 в поле купон при оформлении заказа и получите скидку 25% на всё!

Источник: https://zdorovie-ok.ru/kostnaya-tkan-u-detej-bogata/

Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей

Костная ткань у детей богата

Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опор нодвигательная система. К моменту рождения структурная диф ференцировка костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей кисти и стопы состоят из хрящевой ткани.

Первые ядра окостенения в хрящевой ткани закладывают ся на 7—8й неделе внутриутробного развития эмбриона. После рождения ребенка костный скелет увеличивается, одновремен но перестраивается структура костной ткани. У плода и ново рожденного она имеет волокнистое строение, к 3—4 годам по является пластинчатое строение костей.

Костная ткань детей содержит большее количество воды и ор ганических веществ и меньшее — минеральных веществ. Эти особенности отличают кости ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгиба нии. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.

Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснаб жению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая нахо дится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост кос тей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение размера кости в поперечнике.

Особенности черепа у детей

Череп новорожденного имеет более развитую мозговую часть по сравнению с лицевой частью и состоит из парных и непарных костей, которые разделяются швами. Швы закрываются к неона тальному периоду, зарастают полностью к 7 годам. Там, где сое диняются кости, в определенных местах образуются роднички:

1)      большой — между лобными и теменными костями, размером 2,5 x 3 см;

2)      малый — между затылочными и теменными костями;

3)      боковые — по два с каждой стороны.

Если происходят раннее закрытие большого родничка и за ращение швов, это может свидетельствовать о микроцефалии.

Особенности позвоночника ребенка

Позвоночник у новорожденных не имеет изгибов, он прямой, с небольшой выпуклостью кзади. По мере развития двигатель ных умений развиваются и изгибы позвоночника:

1)      шейный лордоз (изгиб кпереди) возникает, когда ребенок начинает держать голову;

2)      грудной кифоз (изгиб кзади) возникает, когда ребенок само стоятельно садится;

3)      поясничный лордоз появляется после 9—12 месяцев, когда ребенок начинает ходить.

Грудной кифоз окончательно формируется в 6—7 лет, поясничный лордоз — в школьном возрасте. В возрасте 5—6 лет центр тяжести находится ниже пупка, а к возрасту 13 лет — ни же уровня гребешков подвздошных костей.

Особенности грудной клетки ребенка

У ребенка на первом году жизни грудная клетка имеет бочко образную форму: широкая, ребра расположены горизонтально. Когда ребенок научился ходить, грудина несколько опускается, а ребра приобретают наклонное положение. Ребра ребенка лег ко прогибаются, глубина вдоха ребенка зависит от экскурсии диафрагмы.

Особенности трубчатых костей ребенка

У ребенка трубчатые кости состоят из определенных частей. Диафиз и эпифиз соединены между собой прослойкой хряща метафиза. В этих местах имеется богатое кровоснабжение и за медленный ток крови, что обеспечивает образование трубчатых костей.

Особенности костей таза ребенка

Кости таза у детей первого года жизни похожи на воронку. Тазовые кости по женскому и мужскому типу развиваются во время полового созревания.

Зубы. Сначала у ребенка прорезываются молочные зубы (см. табл. 11, 12).

По срокам прорезывания постоянных зубов оценивается уровень биологической зрелости. Количество появившихся постоянных зубов считается в сумме на верхней и нижней челюстях.

Меньшее количество зубов говорит о замедленном темпе развития постоянных зубов.

В определенной последовательности также происходит ста новление прикуса.

Прикус молочных зубов формируется к 2,5 года. Для него характерны: малые промежутки между зубами, отсутствие стер тости зубов, дистальные поверхности верхнего и нижнего рез цов расположены в одной фронтальной плоскости, верхние рез цы немного прикрывают нижние.

В возрасте 3,5—6 лет возникают межзубные щели, зубы сти раются, нижние и верхние не совпадают. Появляется прямой прикус. Молочный прикус имеет значение для развития речи и способности пережевывать пищу.

После начала прорезывания постоянных зубов появляется смешанный прикус, когда начинают появляться первые по стоянные зубы и выпадать молочные зубы.

В 5 лет появляются первые постоянные зубы, в 11 лет про резываются вторые моляры. Третьи моляры появляются в 17— 20 лет.

Существует формула прорезывания зубов:

Х = 4n – 20,

где n — возраст ребенка.

Исследование костной системы проводится путем осмотра, который проводится сверху вниз. При этом обращается внима ние на форму и симметричность, участие грудной клетки в ак те дыхания, наличие деформации скелета. Оценивается осанка ребенка, когда он стоит. В случае нарушения осанки имеется боковое искривление позвоночника — сколиоз.

При осмотре верхних и нижних конечностей определяются их длина и наличие деформаций.

Осмотр костной системы проводится в определенной по следовательности: в фас, сбоку, со спины, определяется также нарушение походки.

По итогам осмотра составляется тестовая карта.

По результатам тестирования делаются следующие выводы:

1) без отклонений, когда по всем пунктам имеется отрицатель ный результат;

2) незначительные отклонения при положительных ответах по п. 3—7;

3) значительные отклонения при положительных ответах по п. 1, 2, 8, 9, 10. В этих случаях необходимы консультация ор топеда, более детальное обследование с применением рент генографического анализа.

Особенности развития мышечной системы ребенка

У эмбриона мышцы начинают закладываться на 6—7й не деле беременности. До 5 лет мышцы ребенка развиты недоста точно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и почти не прощупываются в подкожножировом слое.

Мышцы детей нарастают к периоду полового развития. На пер вом году жизни они составляют 20—25% массы тела, к 8 годам — 27%, к 15 годам — 15—44%. Увеличение мышечной массы проис ходит за счет изменения размера каждой миофибриллы. В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту двигатель ный режим, в более старшем возрасте — занятия спортом.

В развитии мышечной деятельности детей большую роль играют тренировки, повторяемость и совершенствование быст рых навыков. С ростом ребенка и развитием мышечного волок на увеличивается интенсивность нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы, определяемой с помощью динамо метрии. Наибольшее увеличение силы мышц происходит в воз расте 17—18 лет.

Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые го ды жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий.

До 5—6 лет развиваются двигательные умения, после 6—7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. С 8—9 лет нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса.

В период полового созревания отмечается прирост объема мышц рук, спины, ног. В 10—12 лет координация движений улучшается.

В периоде полового созревания изза нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений. Фи зические упражнения в этот период должны быть строго опре деленного объема.

При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипоки незии) возникает задержка развития мышц, могут развиться ожи рение, вегетососудистая дистония, нарушение роста костей.

Для различных видов спорта существует допустимый воз раст для занятий в детской спортивной школе с участием в со ревнованиях.

В 7—8 лет допускаются занятия спортивной, художествен ной гимнастикой, горными видами лыжного спорта, фигурным катанием на коньках.

С 9 лет разрешаются занятия на батуте, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, шахматы.

В 10 лет разрешается начать занятия волейболом, баскетбо лом, борьбой, академической греблей, ручным мячом, фехто ванием, футболом, хоккеем.

В 11 лет рекомендуется начать заниматься греблей на байдар ках, конькобежным спортом, легкой атлетикой, санным, стрел ковым спортом.

В 12 лет — бокс, велосипед.

В 13 лет — тяжелая атлетика.

В 14 лет — стендовая стрельба.

Исследование мышечной системы ребенка

Исследование мышечной системы проводится визуально и инструментально.

Визуально и пальпаторно оцениваются степень и равномер ность развития мышечных групп, их тонус, сила, двигательную активность.

Мышечная сила у детей раннего возраста определяется по пыткой отнять игрушку. У детей более старшего возраста про водится ручная динамометрия.

При инструментальном обследовании мышечной системы измеряют механическую и электрическую возбудимость с по мощью электромиографов, хронаксимометров.

Источник: https://www.med-practic.com/rus/68/12745/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE-%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE-%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B/article.more.html

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ‌‌ У ДЕТЕЙ

Костная ткань у детей богата

Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опорно- двигательная система. К моменту рождения структурная дифференцировка костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей

кисти и стопы состоят из хрящевой ткани.

Первые ядра окостенения в хрящевой ткани закладываются на 7- 8-й неделе внутриутробного развития эмбриона. После рождения ребенка костный скелет увеличивается, одновременно перестраивается структура костной ткани. У плода и новорожденного она имеет волокнистое строение, к 3–4 годам появляется пластинчатое строение костей.

Костная ткань детей содержит большее количество воды и органических веществ и меньшее – минеральных веществ. Эти особенности отличают кости

ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгибании. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.

Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснабжению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая находится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост костей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение

размера кости в поперечнике.

ОСОБЕННОСТИ ЧЕРЕПА‌

Череп новорожденного имеет более развитую мозговую часть по сравнению с лицевой частью и состоит из парных и непарных костей, которые разделяются швами. Швы закрываются к неонатальному периоду, зарастают полностью к 7 годам. Там, где соединяются кости, в определенных местах образуются роднички:

  1. большой – между лобными и теменными костями, размером 2,5 ×

    3 см;

  2. малый – между затылочными и теменными костями;

  3. боковые – по два с каждой стороны.

Если происходят раннее закрытие большого родничка и заращение швов, это может свидетельствовать о микроцефалии.

ОСОБЕННОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА‌

Позвоночник у новорожденных не имеет изгибов, он прямой, с небольшой выпуклостью кзади. По мере развития двигательных умений

развиваются и изгибы позвоночника:

  1. шейный лордоз (изгиб кпереди) возникает, когда ребенок начинает держать голову;

  2. грудной кифоз (изгиб кзади) возникает, когда ребенок самостоятельно садится;

  3. поясничный лордоз появляется после 9-12 месяцев, когда ребенок начинает ходить.

Грудной кифоз окончательно формируется в 6–7 лет, поясничный лордоз – в школьном возрасте. В возрасте 5–6 лет центр тяжести находится ниже пупка, а к возрасту

13 лет – ниже уровня гребешков подвздошных костей.

ОСОБЕННОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ‌

У ребенка на первом году жизни грудная клетка имеет бочкообразную форму: широкая, ребра расположены горизонтально. Когда ребенок научился ходить, грудина несколько опускается, а ребра приобретают наклонное положение. Ребра ребенка легко прогибаются, глубина вдоха ребенка зависит от экскурсии диафрагмы.

ОСОБЕННОСТИ ТРУБЧАТЫХ КОСТЕЙ‌

У ребенка трубчатые кости состоят из определенных частей. Диафиз и эпифиз соединены между собой прослойкой хряща метафиза. В этих местах имеется богатое кровоснабжение и замедленный ток крови, что обеспечивает образование трубчатых костей.

ОСОБЕННОСТИ КОСТЕЙ ТАЗА‌

Кости таза у детей первого года жизни похожи на воронку. Тазовые кости по женскому и мужскому типу развиваются во время полового созревания.

Зубы. Сначала у ребенка прорезываются молочные зубы (см. табл. 11, 12).

По срокам прорезывания постоянных зубов оценивается уровень биологической зрелости. Количество появившихся постоянных зубов считается в сумме на верхней и нижней челюстях.

Окончание табл. 12

Меньшее количество зубов

говорит о замедленном темпе развития постоянных зубов.

В определенной

последовательности также происходит становление прикуса.

Прикус молочных зубов формируется к 2,5 года. Для него

характерны: малые промежутки между зубами, отсутствие стертости зубов, дистальные поверхности верхнего и нижнего резцов расположены в одной фронтальной плоскости, верхние резцы немного прикрывают нижние.

В возрасте 3,5–6 лет возникают межзубные щели, зубы стираются, нижние и верхние не совпадают. Появляется прямой прикус. Молочный прикус имеет значение для развития речи и способности пережевывать пищу.

После начала прорезывания постоянных зубов появляется смешанный прикус, когда начинают появляться первые постоянные зубы

и выпадать молочные зубы.

В 5 лет появляются первые постоянные зубы, в 11 лет прорезываются вторые моляры. Третьи моляры появляются в 17–20 лет.

Существует формула прорезывания зубов:

Х = 4n – 20,

где n – возраст ребенка.

Исследование костной системы проводится путем осмотра, который проводится сверху вниз. При этом обращается внимание на форму и симметричность, участие грудной клетки в акте дыхания, наличие деформации скелета. Оценивается осанка ребенка, когда он стоит. В

случае нарушения осанки имеется боковое искривление позвоночника – сколиоз.

При осмотре верхних и нижних конечностей определяются их длина и наличие деформаций.

Осмотр костной системы проводится в определенной последовательности: в фас, сбоку, со спины, определяется также нарушение походки.

По итогам осмотра составляется тестовая карта.

Таблица 13

По результатам тестирования

делаются следующие выводы:

  1. без отклонений, когда по всем пунктам имеется отрицательный результат;

  2. незначительные отклонения при положительных ответах по п. 3– 7;

  3. значительные отклонения при положительных ответах по п. 1, 2, 8,

9, 10. В этих случаях необходимы консультация ортопеда, более детальное обследование с применением рентгенографического анализа.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА‌

У эмбриона мышцы начинают закладываться на 6-7-й неделе беременности. До 5 лет мышцы ребенка развиты недостаточно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и почти не прощупываются в подкожно-жировом слое.

Мышцы детей нарастают к периоду полового развития. На первом году жизни они составляют 20–25 % массы тела, к 8 годам – 27 %, к 15 годам – 15–44 %. Увеличение мышечной массы происходит за счет изменения размера каждой миофибриллы.

В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту двигательный режим, в более старшем возрасте – занятия спортом. В развитии мышечной деятельности детей большую роль играют тренировки, повторяемость и совершенствование быстрых навыков.

С ростом ребенка и развитием мышечного волокна

увеличивается интенсивность нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы, определяемой с помощью динамометрии. Наибольшее увеличение силы мышц происходит в возрасте 17–18 лет.

Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые годы жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий. До 5–6 лет развиваются двигательные умения, после 6–7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. С 8–9 лет нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса. В период полового созревания отмечается прирост объема мышц

рук, спины, ног. В 10–12 лет координация движений улучшается.

В периоде полового созревания из-за нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений. Физические упражнения в этот период должны быть строго определенного объема.

При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипокинезии) возникает задержка развития мышц, могут развиться ожирение, вегетососудистая дистония, нарушение роста костей.

Для различных видов спорта существует допустимый возраст для занятий в детской спортивной школе с участием в соревнованиях.

В 7–8 лет допускаются занятия спортивной, художественной гимнастикой, горными видами лыжного спорта, фигурным катанием на коньках.

С 9 лет разрешаются занятия на батуте, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, шахматы.

В 10 лет разрешается начать занятия волейболом, баскетболом, борьбой, академической греблей, ручным мячом, фехтованием, футболом, хоккеем.

В 11 лет рекомендуется начать заниматься греблей на байдарках, конькобежным спортом, легкой атлетикой, санным, стрелковым спортом.

В 12 лет – бокс, велосипед. В 13 лет – тяжелая атлетика.

В 14 лет – стендовая стрельба.

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ‌‌ ДЕТЕЙ

Исследование мышечной системы проводится визуально и инструментально.

Визуально и пальпаторно оцениваются степень и равномерность развития мышечных групп, их тонус, сила, двигательную активность.

Мышечная сила у детей раннего

возраста определяется попыткой отнять игрушку. У детей более старшего возраста проводится ручная динамометрия.

При инструментальном обследовании мышечной системы измеряют механическую и электрическую возбудимость с помощью электромиографов, хронаксимометров.

содержание   ..  1  2  3   ..

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_2/479_Dietskiie%20boliezni_spra/002.htm

Костная система [1984 Усов И.Н. – Здоровый ребенок: Справочник педиатра]

Костная ткань у детей богата

НОВОСТИ    БИБЛИОТЕКА    ССЫЛКИ    КАРТА САЙТА    О САЙТЕ

Костная ткань формируется на основе мезенхимальных образований третьего зародышевого листка (мезодермы). Из недифференцированных мезенхимальных клеток образуются соединительнотканные клетки – остеобласты.

Первично основу скелета составляет хрящевая ткань, которая постепенно замещается костной, причем костеобразование происходит как внутри хрящевой ткани (энхондральное окостенение), так и на поверхности ее (перихондральное окостенение).

Энхондральному окостенению способствует давление тяжести тела на скелет, перихондральному – действие тяги сухожилий и мышц. Окостенение, особенно в трубчатых костях, идет энхондральным и перихондральным путями почти одновременно.

Кальцификация остеоида, т. е. связывание межклеточного вещества солями, осуществляется благодаря деятельности фермента фосфатазы остеокластов, отщепляющей фосфорную кислоту от растворимых фосфорно-кальциевых соединений.

Костная ткань новорожденных имеет порозное грубоволокнистое сетчатое строение. Немногочисленные костные пластинки располагаются неправильно, гаверсовы каналы выглядят неупорядоченно разбросанными полостями.

В костях новорожденных много воды и мало плотного вещества. Зола составляет 1/2 массы кости новорожденного и 4/5 кости взрослого человека.

Таким образом, кости у детей в сравнении с костями взрослых людей более мягкие, эластичные, менее ломкие, но легко изгибающиеся и деформирующиеся.

Сосудистые каналы в детской кости широкие, что способствует богатому снабжению ее кровью и энергичному протеканию остеобластических и остеокластических процессов, обеспечивающих рост. По мере роста происходит перестройка кости с заменой волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую.

Табл. 1. Сроки появления и локализация ядер окостенения в костях кисти у мальчиков и девочек, определяющие их возраст (по С. А. Бурову, 1972)

Хрящевая модель будущей кости постепенно замещается костной тканью, хрящ при этом разрушается. Между диафизом и эпифизом трубчатых костей долгое время остается хрящевая пластинка роста (эпифизарный хрящ). Клетки ее усиленно размножаются и способствуют росту кости в длину.

Со временем эпифизарный хрящ истончается, пронизывается сосудами и наконец к периоду окончания роста перфорируется и исчезает. Происходит слияние эпифиза с диафизом. Однако, по мнению А. В.

Русакова, изменения в росте за счет эпифизарного хряща – лишь дополнительные механизмы, а основной рост является результатом непрерывной перестройки кости.

Утолщение кости происходит вследствие наложения нового костного вещества со стороны надкостницы, с эндостальной поверхности идет рассасывание костной ткани, что регулирует рост кости в толщину.

Наиболее выраженные изменения в кости отмечаются в первые два года жизни, в младшем школьном возрасте и в период полового созревания. К 12 годам кости ребенка мало чем отличаются от костей взрослого.

У новорожденных и детей грудного возраста голова относительно больших размеров. Швы черепа широкие и несросшиеся. Закрытие их происходит к 2 – 3 месяцам, а полное сращение костей – к 3 – 4 годам.

По ходу швов на месте сближения нескольких костей черепа у новорожденных определяются роднички, прикрытые соединительнотканной мембраной.

Различают большой родничок (между лобной и теменнымикостями), малый (между теменными и затылочной костями) и два боковых (между височными, теменными и лобной костями) – справа и слева. Ко времени рождения боковые и малый роднички у большинства детей закрыты.

Если малый родничок оказывается открытым, при нормальном развитии ребенка он закрывается к 2 – 3 месяцам. Большой родничок у новорожденного имеет размер в среднем 2X2,5 – 3 см; закрывается он к 12 – 16 месяцам жизни.

Для суждения о состоянии процессов окостенения в педиатрической практике часто пользуются исследованием рентгенограмм кистей и дистальных отделов предплечий (табл. 1).

Установленные индивидуальные показатели в сравнении с приведенными стандартами расцениваются как костный возраст ребенка. Одной из причин более раннего появления точек окостенения может быть акселерация, а более позднего – ретардация в связи с болезнями (рахитом, дистрофией и др.).

Ход процессов окостенения в известной степени характеризуется сроками прорезывания зубов. Закладка зубных зачатков происходит на 6 – 8-й неделе эмбрионального развития. Ребенок, как правило, рождается без зубов. Крайне редко отмечаются случаи прорезывания резцов до рождения ребенка. Такие зубы, мешающие ребенку сосать грудь матери, необходимо удалять.

Считается, что пролиферация костной ткани на дне зубной альвеолы спереди и сзади зубного зачатка, а также повышение внутрисосочкового давления способствуют росту зубов и их прорезыванию, происходящему в определенные сроки.

Так, медиальные резцы появляются в возрасте 6 – 8 месяцев, боковые – 8 – 12, первые моляры – 12 – 16, клыки – 16 – 20, вторые моляры – 20 – 30 месяцев.

В педиатрической практике для расчета нормального количества прорезавшихся зубов в первые два года жизни часто пользуются формулой:

Количество зубов = Число месяцев жизни – 4.

Например: 8 (мес) – 4 = 4 (зуба).

Смена молочных зубов на постоянные начинается с 5 – 6 лет. Вначале прорезывается первый моляр, в 6 – 8 лет меняются медиальные резцы, в 8 – 9 лет – боковые, в 10 – 11 – клыки, в 9 – 12 – премоляры, в 12 – 13 прорезываются вторые моляры, в 18 – 25 лет – третьи моляры (зубы мудрости).

пикси цена

Источник: http://roghdenierebenka.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st010.shtml

Лечение Костей
Добавить комментарий