Развитие костной ткани у детей

Особенности формирования костной системы у детей

Развитие костной ткани у детей

В период внутриутробного развития у детей скелет состоит из хрящевой ткани. Точки окостенения появляются через 7–8 недель. Новорожденный имеет окостеневшие диафизы трубчатых костей.

После рождения процесс окостенения продолжается. Сроки появления точек окостенения и окончания окостенения различны для разных костей.

При этом для каждой кости они относительно постоянны, по ним можно судить о нормальном развитии скелета у детей и об их возрасте.

Скелет ребенка отличается от скелета взрослого человека своими размерами, пропорциями, строением и химическим составом. Развитие скелета у детей определяет развитие тела (например, мускулатура развивается медленнее, чем растет скелет).

Существует два пути развития кости.

1. Первичное окостенение, когда кости развиваются непосредственно из зародышевой соединительной ткани – мезенхимы (кости свода черепа, лицевой части, отчасти ключица и др.). Сначала образуется скелетогенный мезенхимный синцитий.

В нем закладываются клетки – остеобласты, которые превращаются в костные клетки – остеоциты, и фибриллы, пропитанные солями кальция и превращающиеся в костные пластинки. Таким образом, кость развивается из соединительной ткани.

2. Вторичное окостенение, когда кости первоначально закладываются в виде плотных мезенхимных образований, имеющих примерные очертания будущих костей, затем превращаются в хрящевые ткани и замещаются костными тканями (кости основания черепа, туловища и конечностей).

При вторичном окостенении развитие костной ткани происходит замещением и снаружи, и внутри. Снаружи образование костного вещества происходит остеобластами надкостницы. Внутри окостенение начинается с образования ядер окостенения, постепенно хрящ рассасывается и замещается костью.

По мере роста кость рассасывается изнутри специальными клетками – остеокластами. Нарастание костного вещества идет снаружи. Рост кости в длину происходит за счет образования костного вещества в хрящах, расположенных между эпифизом и диафизом.

Эти хрящи постепенно сдвигаются в сторону эпифиза.

Многие кости в человеческом организме закладываются не целиком, а отдельными частями, которые потом сливаются в единую кость. Например, тазовая кость сначала состоит из трех частей, сливающихся вместе к 14–16 годам.

Также закладываются тремя основными частями и трубчатые кости (ядра окостенения в местах образования костных выступов не учитываются). Например, большеберцовая кость у зародыша первоначально состоит из сплошного гиалинового хряща.

Окостенение начинается в средней части приблизительно на восьмой неделе внутриутробной жизни. Замещение на кость диафиза происходит постепенно и идет сначала снаружи, а затем изнутри. При этом эпифизы остаются хрящевыми.

Ядро окостенения в верхнем эпифизе появляется после рождения, а в нижнем – на втором году жизни. В средней части эпифизов кость сначала растет изнутри, потом снаружи, в результате чего остаются отделяющие диафиз от эпифизов две прослойки эпифизарного хряща.

В верхнем эпифизе бедренной кости образование костных балочек происходит в возрасте 4–5 лет. После 7–8 лет они удлиняются и становятся однородными и компактными. Толщина эпифизарного хряща к 17–18 годам достигает 2–2,5 мм.

К 24 годам рост верхнего конца кости заканчивается и верхний эпифиз срастается с диафизом. Нижний эпифиз прирастает к диа-физу еще раньше – к 22 годам. С окончанием окостенения трубчатых костей прекращается их рост в длину.

Процесс окостенения. Общее окостенение трубчатых костей завершается к концу полового созревания: у женщин – к 17–21, у мужчин – к 19–24 годам. Из-за того, что у мужчин половое созревание заканчивается позднее, чем у женщин, они имеют в среднем более высокий рост.

С пяти месяцев до полутора лет, т. е. когда ребенок становится на ноги, происходит основное развитие пластинчатой кости. К 2,5–3 годам остатки грубоволокнистой ткани уже отсутствуют, хотя в течение второго года жизни большая часть костной ткани имеет пластинчатое строение.

Пониженная функция желез внутренней секреции (передней части аденогипофиза, щитовидной, околощитовидных, вилочковой, половых) и недостаток витаминов (особенно витамина D) могут вызвать задержку окостенения.

Ускорение окостенения происходит при преждевременном половом созревании, повышенной функции передней части аденогипофиза, щитовидной железы и коры надпочечников.

Задержка и ускорение окостенения чаще всего проявляются до 17–18 лет, и разница между «костным» и паспортным возрастами может достичь 5-10 лет. Иногда на одной стороне тела окостенение происходит быстрее или медленнее, чем на другой.

С возрастом химический состав костей изменяется. Кости детей содержат больше органических веществ и меньше неорганических. По мере роста значительно увеличивается количество солей кальция, фосфора, магния и других элементов, меняется соотношение между ними.

Так, у маленьких детей в костях больше всего задерживается кальция, однако по мере взросления происходит смещение в сторону большей задержки фосфора.

Неорганические вещества в составе костей новорожденного составляют одну вторую веса кости, у взрослого – четыре пятых.

Изменение строения и химического состава костей влечет и изменение их физических свойств. У детей кости более эластичны и менее ломки, чем у взрослых. Хрящи у детей также более пластичны.

Возрастные различия в строении и составе костей особенно отчетливо проявляются в количестве, расположении и строении гаверсовых каналов. С возрастом их число уменьшается, а расположение и строение изменяются.

Чем старше ребенок, тем больше в его костях плотного вещества, у маленьких детей больше губчатого вещества.

К 7 годам строение трубчатых костей сходно с таковым у взрослого человека, однако между 10–12 годами губчатое вещество костей еще интенсивнее изменяется, его строение стабилизируется к 18–20 годам.

Чем младше ребенок, тем больше надкостница сращена с костью. Окончательное разграничение между костью и надкостницей происходит к 7 годам. К 12 годам плотное вещество кости имеет почти однородное строение, к 15 годам совершенно исчезают единичные участки рассасывания плотного вещества, а к 17 годам в нем преобладают большие остеоциты.

С 7 до 10 лет резко замедляется рост костно-мозговой полости в трубчатых костях, окончательно она формируется с 11–12 до 18 лет. Увеличение костно-мозгового канала происходит параллельно с равномерным ростом плотного вещества.

Между пластинками губчатого вещества и в костно-мозговом канале находится костный мозг. В связи с большим количеством кровеносных сосудов в тканях у новорожденных есть только красный костный мозг – в нем происходит кроветворение.

С шести месяцев начинается постепенный процесс замены в диафизах трубчатых костей красного костного мозга на желтый, состоящий по большей части из жировых клеток. Замена красного мозга заканчивается к 12–15 годам.

У взрослых красный костный мозг сохраняется в эпифизах трубчатых костей, в грудине, ребрах и позвоночнике и составляет приблизительно 1500 куб. см.

Срастание переломов и образование костной мозоли у детей происходит через 21–25 дней, у грудных детей этот процесс происходит еще быстрее. Вывихи у детей до 10 лет редки ввиду большой растяжимости связочного аппарата.

Источники: 2-4 вопрос: http://medicinsk.ru/anatomia-cheloveka/5-17.php

Источник: https://cyberpedia.su/9x146d6.html

Особенности костной системы у детей

Развитие костной ткани у детей

Развитие костной системы человека начинается очень рано – уже в конце первого месяца беременности. С 21 дня после оплодотворения начинается закладка позвоночника. На 6 неделе появляются зачатки ручек, кистей, и ножек.

На 7 неделе ножки интенсивно развиваются. На 8 неделе начинают развиваться суставы, разъединяются пальчики на кистях, начинается процесс окостенения (замещения хрящевой ткани костной).

11-14 недели внутриутробного развития отличаются интенсивным ростом скелета.

К концу шестнадцатой недели плод уже полностью сформирован – у него есть все без исключения органы и ткани. Его скелет имеет все отделы, сформированы все суставы. Продолжается процесс окостенения, который закончится только с завершением полового созревания.

Влияние любых неблагоприятных факторов в этот период внутриутробного развития могут привести к возникновению различных врожденных заболеваний костной системы (врожденным вывихам, косолапости, несовершенному остеогенезу и др.).

Особенности костной системы у детей: кости черепа и зубы

Особенности костной системы у детей обычно начинают описывать с головы.

И неспроста: череп малыша, в отличие от взрослого, не представляет собой сплошное целое, а состоит из отдельных податливых костей, соединенных мягкими швами, которые срастаются только к 3 – 6 месячному возрасту.

Между ними у новорожденного есть два специфических «окна» – роднички. Размеры большого родничка при рождении составляет от 3×3 см до 1,5 х 2 см, малого – 0,5 x 0,5 см. Обычно закрытие большого родничка происходит к 1 – 1,5 годам.

К костной системе у детей и взрослых относятся и зубы. Зубы начинают прорезываться, начиная с 6 месячного возраста. Процесс прорезывания зубов происходит в два этапа: сначала появляются молочные зубы, которые после 6 лет постепенно меняются на постоянные.

Схема прорезывания молочных зубов

До года6 мес. – два нижних средних резца
8 мес. – два верхних средних резца
10-12 мес. – два верхних крайних резца
На втором году13-14 мес. – два нижних крайних резца
15-16 мес. – четыре передних коренных зуба
20-24 мес. – четыре клыка
На третьем годучетыре задних коренных зуба

Внимание! Названные сроки и очередность прорезывания зубов могут изменяться. Так, задержка прорезывания зубов может наблюдаться при рахите, при любых тяжелых заболеваниях, хотя отнюдь не всегда является признаком патологии костной системы.

Иногда появление молочных зубов сопровождается повышением температуры тела, раздражительностью, кишечными расстройствами, повышенной восприимчивостью к инфекциям. Если нет других причин, которые бы вызвали такие изменения, то лечить ребенка не нужно.

Обращая внимание на особенности костной системы ребенка, следует учитывать, что двум с половиной или трем годам во рту ребенка должны находиться все 20 молочных зубов (по 10 сверху и снизу).

После четырех лет начинается рост челюстных и лицевых костей, в результате чего между имеющимися молочными зубами образуются промежутки.

А вот насторожить родителей, заинтересованных в нормальном развитии костной системы ребенка, должно неправильное положение зубов, которое часто наблюдается из-за нерационального использования пустышки, сосания пальца ребенком и т.д.

Естественной особенностью костной системы ребенка является и замена молочных зубов на постоянные. Оно происходит в том же порядке, что и прорезывание.

Особенности костной системы у детей: грудная клетка и позвоночник

К особенностям костной системы у детей относится и строение грудной клетки. У малышей первых месяцев жизни она бочкообразная, ребра расположены почти горизонтально и не участвуют в акте дыхания. Это приводит к поверхностному дыханию.

Окружность грудной клетки при рождении составляет 32-25см В 4 месячном возрасте при нормальном развитии костной системы окружность грудной клетки здорового ребенка должна быть равна окружности головы, а в год на 1 см больше окружности головы. В 5 лет средние показатели «обхвата» грудной клетки достигают 55см, а в 10 лет – 63 см.

Особенности костной системы у детей касаются и «устройства» позвоночника. Позвоночник у грудного ребенка почти прямой, физиологические изгибы появляются постепенно.

В 2-3 месяца, когда ребенок начинает удерживать головку, формируется шейный лордоз («прогиб»). В 6-7 месяцев формируется грудной кифоз (изгиб кзади). В 10-12 месяцев –поясничный лордоз.

И только к двум годам позвоночник ребенка приобретает такую же форму как у взрослых – становится S-образным.

Ни для кого не секрет, что позвоночник – это «альфа и омега» костной системы детей и взрослых. От формы позвоночника зависит осанка (привычное положение тела человека). Правильная осанка формируется с раннего детства к 6-7 годам в процессе роста, развития и воспитания. Дефекты осанки приводят к формированию стойких искривлений позвоночника, плохому самочувствию, частой легочной патологии.

Эластичность и податливость – ключевая особенность костной системы у детей

Общая особенность костной системы у детей состоит в том, что она содержит больше хрящевой ткани, чем у взрослых, больше воды и меньше минералов.

За счет этого кости детей более эластичные и менее хрупкие, чем у их мам и пап. Именно по этой причине у детей реже возникают серьезные травмы, переломы.

Надкостница также эластична, поэтому при переломах она удерживает отломки кости, формируются переломы по типу «зеленой ветки».

Сказанное выше определяет еще одну особенность костной системы детей – способность к быстрому заживлению любых повреждений!

Но благодаря эластичности, податливости костной системы у детей быстро формируются и различные искривления, деформации. Поэтому с момента рождения ребенок должен спать на твердой, ровной поверхности, иметь возможность свободно двигаться, изменять положение.

Тугие пеленания тоже не способствуют правильном развитию костной системы детей, так как ведет искривлению ножек, формированию дисплазии.

Нахождение маленького ребенка в ходунках, ненормированные нагрузки на позвоночник тоже отрицательно сказываются на формировании костной системы, так как приводят к искривлению позвоночника.

Та же проблема у школьников.

Поэтому для предупреждения нарушений осанки (другими словами, для нормального формирования костной системы у детей) необходимо, чтобы юный ученик спал ровно, на спине, или животе, правильно сидел, не носил портфель в одной руке, был физически активным, занимался физкультурой, плаванием, полноценно и разнообразно питался. Также очень важна своевременная коррекция плоскостопия.

И помните: прилагая определенные усилия в детском возрасте, можно добиться хороших результатов и исправить деформации костной системы у детей, чего практически невозможно достичь у взрослых.

Источник: https://zdravoe.com/328/p4926/index.html

Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей

Развитие костной ткани у детей

Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опор нодвигательная система. К моменту рождения структурная диф ференцировка костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей кисти и стопы состоят из хрящевой ткани.

Первые ядра окостенения в хрящевой ткани закладывают ся на 7—8й неделе внутриутробного развития эмбриона. После рождения ребенка костный скелет увеличивается, одновремен но перестраивается структура костной ткани. У плода и ново рожденного она имеет волокнистое строение, к 3—4 годам по является пластинчатое строение костей.

Костная ткань детей содержит большее количество воды и ор ганических веществ и меньшее — минеральных веществ. Эти особенности отличают кости ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгиба нии. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.

Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснаб жению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая нахо дится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост кос тей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение размера кости в поперечнике.

Особенности черепа у детей

Череп новорожденного имеет более развитую мозговую часть по сравнению с лицевой частью и состоит из парных и непарных костей, которые разделяются швами. Швы закрываются к неона тальному периоду, зарастают полностью к 7 годам. Там, где сое диняются кости, в определенных местах образуются роднички:

1)      большой — между лобными и теменными костями, размером 2,5 x 3 см;

2)      малый — между затылочными и теменными костями;

3)      боковые — по два с каждой стороны.

Если происходят раннее закрытие большого родничка и за ращение швов, это может свидетельствовать о микроцефалии.

Особенности позвоночника ребенка

Позвоночник у новорожденных не имеет изгибов, он прямой, с небольшой выпуклостью кзади. По мере развития двигатель ных умений развиваются и изгибы позвоночника:

1)      шейный лордоз (изгиб кпереди) возникает, когда ребенок начинает держать голову;

2)      грудной кифоз (изгиб кзади) возникает, когда ребенок само стоятельно садится;

3)      поясничный лордоз появляется после 9—12 месяцев, когда ребенок начинает ходить.

Грудной кифоз окончательно формируется в 6—7 лет, поясничный лордоз — в школьном возрасте. В возрасте 5—6 лет центр тяжести находится ниже пупка, а к возрасту 13 лет — ни же уровня гребешков подвздошных костей.

Особенности грудной клетки ребенка

У ребенка на первом году жизни грудная клетка имеет бочко образную форму: широкая, ребра расположены горизонтально. Когда ребенок научился ходить, грудина несколько опускается, а ребра приобретают наклонное положение. Ребра ребенка лег ко прогибаются, глубина вдоха ребенка зависит от экскурсии диафрагмы.

Особенности трубчатых костей ребенка

У ребенка трубчатые кости состоят из определенных частей. Диафиз и эпифиз соединены между собой прослойкой хряща метафиза. В этих местах имеется богатое кровоснабжение и за медленный ток крови, что обеспечивает образование трубчатых костей.

Особенности костей таза ребенка

Кости таза у детей первого года жизни похожи на воронку. Тазовые кости по женскому и мужскому типу развиваются во время полового созревания.

Зубы. Сначала у ребенка прорезываются молочные зубы (см. табл. 11, 12).

По срокам прорезывания постоянных зубов оценивается уровень биологической зрелости. Количество появившихся постоянных зубов считается в сумме на верхней и нижней челюстях.

Меньшее количество зубов говорит о замедленном темпе развития постоянных зубов.

В определенной последовательности также происходит ста новление прикуса.

Прикус молочных зубов формируется к 2,5 года. Для него характерны: малые промежутки между зубами, отсутствие стер тости зубов, дистальные поверхности верхнего и нижнего рез цов расположены в одной фронтальной плоскости, верхние рез цы немного прикрывают нижние.

В возрасте 3,5—6 лет возникают межзубные щели, зубы сти раются, нижние и верхние не совпадают. Появляется прямой прикус. Молочный прикус имеет значение для развития речи и способности пережевывать пищу.

После начала прорезывания постоянных зубов появляется смешанный прикус, когда начинают появляться первые по стоянные зубы и выпадать молочные зубы.

В 5 лет появляются первые постоянные зубы, в 11 лет про резываются вторые моляры. Третьи моляры появляются в 17— 20 лет.

Существует формула прорезывания зубов:

Х = 4n – 20,

где n — возраст ребенка.

Исследование костной системы проводится путем осмотра, который проводится сверху вниз. При этом обращается внима ние на форму и симметричность, участие грудной клетки в ак те дыхания, наличие деформации скелета. Оценивается осанка ребенка, когда он стоит. В случае нарушения осанки имеется боковое искривление позвоночника — сколиоз.

При осмотре верхних и нижних конечностей определяются их длина и наличие деформаций.

Осмотр костной системы проводится в определенной по следовательности: в фас, сбоку, со спины, определяется также нарушение походки.

По итогам осмотра составляется тестовая карта.

По результатам тестирования делаются следующие выводы:

1) без отклонений, когда по всем пунктам имеется отрицатель ный результат;

2) незначительные отклонения при положительных ответах по п. 3—7;

3) значительные отклонения при положительных ответах по п. 1, 2, 8, 9, 10. В этих случаях необходимы консультация ор топеда, более детальное обследование с применением рент генографического анализа.

Особенности развития мышечной системы ребенка

У эмбриона мышцы начинают закладываться на 6—7й не деле беременности. До 5 лет мышцы ребенка развиты недоста точно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и почти не прощупываются в подкожножировом слое.

Мышцы детей нарастают к периоду полового развития. На пер вом году жизни они составляют 20—25% массы тела, к 8 годам — 27%, к 15 годам — 15—44%. Увеличение мышечной массы проис ходит за счет изменения размера каждой миофибриллы. В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту двигатель ный режим, в более старшем возрасте — занятия спортом.

В развитии мышечной деятельности детей большую роль играют тренировки, повторяемость и совершенствование быст рых навыков. С ростом ребенка и развитием мышечного волок на увеличивается интенсивность нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы, определяемой с помощью динамо метрии. Наибольшее увеличение силы мышц происходит в воз расте 17—18 лет.

Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые го ды жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий.

До 5—6 лет развиваются двигательные умения, после 6—7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. С 8—9 лет нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса.

В период полового созревания отмечается прирост объема мышц рук, спины, ног. В 10—12 лет координация движений улучшается.

В периоде полового созревания изза нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений. Фи зические упражнения в этот период должны быть строго опре деленного объема.

При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипоки незии) возникает задержка развития мышц, могут развиться ожи рение, вегетососудистая дистония, нарушение роста костей.

Для различных видов спорта существует допустимый воз раст для занятий в детской спортивной школе с участием в со ревнованиях.

В 7—8 лет допускаются занятия спортивной, художествен ной гимнастикой, горными видами лыжного спорта, фигурным катанием на коньках.

С 9 лет разрешаются занятия на батуте, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, шахматы.

В 10 лет разрешается начать занятия волейболом, баскетбо лом, борьбой, академической греблей, ручным мячом, фехто ванием, футболом, хоккеем.

В 11 лет рекомендуется начать заниматься греблей на байдар ках, конькобежным спортом, легкой атлетикой, санным, стрел ковым спортом.

В 12 лет — бокс, велосипед.

В 13 лет — тяжелая атлетика.

В 14 лет — стендовая стрельба.

Исследование мышечной системы ребенка

Исследование мышечной системы проводится визуально и инструментально.

Визуально и пальпаторно оцениваются степень и равномер ность развития мышечных групп, их тонус, сила, двигательную активность.

Мышечная сила у детей раннего возраста определяется по пыткой отнять игрушку. У детей более старшего возраста про водится ручная динамометрия.

При инструментальном обследовании мышечной системы измеряют механическую и электрическую возбудимость с по мощью электромиографов, хронаксимометров.

Источник: https://www.med-practic.com/rus/68/12745/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE-%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE-%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B/article.more.html

Лечение Костей
Добавить комментарий